Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Президент РФ В.В.Путин в "Послании Федеральному Собранию РФ"(26 мая 2004 г.) однозначно считает, что "сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда" и при достаточном "количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране"[1.]. Вполне очевидно, что истоки этих проблем связаны с далеко не оптимальным функционированием системы профессионального непрерывного образования в России, в том числе подсистемы, в которой осуществляется подготовка специалистов для потребительской кооперации. Для реализации этой проблемы мы решаем вопрос о профессиональной социализации личности в системе потребительской кооперации. Социализация это процесс становления личности. Профессиональная социализация как процесс самоопределения и вхождения личности в профессию определяется нами как процесс, включающий в себя профессиональную ориентацию, профессиональное самоопределение, профессиональную адаптацию, развитие профессионального самосознания, профессионально- трудовую социализацию. Профессиональная среда, в которой личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, сильно влияет на профессиональное развитие и становление личности. Системный процесс профессиональной социализации, сущность которого профессиональное постепенное самоопределение и "вхождение" обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления. При этом профессиональную социализацию будем рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем (структурных элементов), некоторые из которых описаны в педагогической и психологической литературе как локально-обособленные, а образовательный комплекс "лицей - колледж - вуз" как подсистему общей системы непрерывного образования и сопряжённое построение в ней педагогической работы по профессиональной оптимальной социализации обучаемых в период их профессионального образовательного становления. Профессиональная ориентация - это исходный момент профессиональной социализации. Даже впоследствии изменяя траекторию своего профессионального становления молодой человек будет явно или неявно ощущать влияние профессиональной ориентации и более уверенно, обдуманно и тщательно выбирать профессию или сферу деятельности, если она была осуществлена качественно. Так, взаимосвязано и взаимообусловлено с предыдущим этапом может продолжиться профессиональная социализация как динамический процесс становления человека в профессиональной области - важнейшей сфере общественного бытия. Вторая ступень основной школы (8 - 9-е кл.) - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора профессии.

Полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на базе углублённого изучения отдельных учебных предметов. Особое внимание уделяется формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов. Учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе экономической, трудовой и профессиональной подготовки. С целью профессионального самоопределения в школах РФ предусмотрен курс "Основы производства. Выбор профессии", а также - с 1994/95 уч. г. экспериментальные курсы типа "Человек. Труд. Профессия" (8 - 9 кл.) и "Профессиональная карьера" (10 - 11 кл.), содержащие сведения о мире профессий, особенностях адаптации к ним и др. Перспективным в профессиональном самоопределении является дифференцированное обучение в специализированных классах и школах, а также деятельность учебно-производственных комплексов различного профиля, творческих объединений и др. Адаптивное управление требует от каждого субъекта самоуправления и соуправления, рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участником педагогического процесса. В условиях реализации адаптивного управления не существует и не может существовать универсальной технологии. Взаимодействие руководителя и педагога, учителя и ученика всегда ситуативное, зависит от индивидуальности, культурного и социального опыта всех субъектов педагогической системы. Это не означает, что управленческо - педагогическим технологиям нет места, наоборот, нужны более высокий уровень информации о существующих технологиях, способах их реализации и грамотное их использование. Незыблемым из классической дидактики остается то, что ученик становится субъектом учебной деятельности только при появлении цели собственной деятельности. "Процесс обучения должен быть ориентирован на выращивание этой цели" [2], поэтому при выборе технологий, построении своей дидактической системы учитель должен выделять одну из основных ее характеристик, например, овладение учеником гарантированными, конечными результатами учения и способами деятельности. Основным критерием в выборе технологии при формировании адаптивной образовательной среды является то, насколько она может помочь в достижении следующих целей: развитие природных задатков ученика, его способностей. Так, в комплексе " лицей- колледж-вуз" учащиеся в лицее, на 1 и 2 курсах колледжа проходят профессиональную оптимальную адаптацию, развивающую их профессиональные, творческие, организаторские способности. В результате проведенного эксперимента, усиленного психолого-педагогического влияния на адаптацию студентов в университетском комплексе лицей- колледж-вуз, у воспитанников 1-3 курсов колледжа широко развились такие профессиональные способности как коммуникативные, наблюдательность, теоретическое мышление, его интегративность, воля к победе, мобильность, предпринимательская целеустремленность. При этом истинность результатов, полученных во время проведенного нами эксперимента по Стьюденту, подтвердилась t критерием констатирующего эксперимента, что составило: коммуникативные способности +5,34, наблюдательность + 3,69,теоретическое, интегративное мышление + 1,6, воля к победе + 8,85, мобильность + 5,5, предпринимательская целеустремленность + 1,31.

Профессиональная социализация в образовательной среде кроме рассмотренных функций выполняет очень важную стратегическую задачу: закладывает основы профессиональной дальнейшей социализации человека в процессе осуществления трудовых функций. Этот во многом основывается и развивает функции профессиональной социализации, полученной в образовательной среде, и изучается такими научными областями как управление персоналом и кадровым менеджментом. Такое внимание к организации персонала, его профессиональной оптимальной дальнейшей социализации, обусловлен существенно возросшим значением персонала в рыночной экономике (человеческим фактором организаций). Так, в системе потребительской кооперации профессиональная социализация личности решается через осознанное профессиональное ее самоопределение, профессиональный выбор, посильный и перспективный в аспекте трудоустройства и дальнейшего развития ее карьеры, чему содействует ступенчатая система подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях от рабочей к средней специальной и высшей квалификации как это практикуется в Краснодарском кооперативном институте(лицей- колледж- вуз) и использование контрактной системы приёма на работу в районных потребительских союзах Краснодарского края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Указ Президента РФ от 26 мая 2004 г.
  2. ЛЕВИТЕС Д.И. Педагогическое насилие. Народное образование. -1997. - № 10,с.64.

Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет)