Первым шагом к успеху в учебе является посещаемость занятий учащимся КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Учебная посещаемость, под которой мы понимаем систему присутствия учащихся на занятиях в целях усвоения образовательной программы, практически всегда была важной проблемой образовательного процесса, но до сих пор не получила адекватного отражения в теории педагогики. Учебная посещаемость относится к числу тех категорий, которые, с одной стороны, являются объектом управления образовательным процессом, с другой - во многом предопределяют образованность и воспитанность молодежи.
Учебная посещаемость как явление социально-педагогическое детерминирует академическую успеваемость и воспитание учащихся. Она тесно связана с решением ряда организационных задач учебного процесса, с решением нравственных и социальных проблем семьи и образовательного учреждения, оказывает существенное влияние на их связь между собой, а также на создание имиджа образовательного учреждения и признание высокой квалификации педагогических работников. Недобросовестное посещение учебных занятий сопряжено с рядом проблем самих учащихся, образовательного учреждения и общества, причем эта связь взаимно обратная. Актуальность темы исследования в России связана с тем, что кризис российского образования до сих пор не преодолен.
Состояние учебной посещаемости занятий в системе высшего образования следует рассматривать в связи с академической успеваемостью, с повышением качества подготовки специалиста, поскольку это является основной задачей ВУЗа.
В немногочисленной литературе по вопросу посещаемости учебных занятий явно прослеживаются две тенденции. Одна из них идет от Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и именуется принципом свободного воспитания, допускающего добровольное посещение занятий детьми. Другая, прямо противоположная, выраженная М.В. Ломоносовым и Д.И. Введенским, прекрасно разработанная А.С. Макаренко, - состоит в четкой и ответственной организации детского поведения, в ограничении детской свободы. К сожалению, специальных исследований, посвященных проблеме учебной посещаемости, в отечественной педагогике нет.
Данная проблема многогранно изучена исследователями из США, Канады, Англии. Методами сравнительной педагогики (сравнение, экстраполяция, перенос, модернизация) исследуя обозначенную проблему, можем сопоставить образовательные и воспитательные системы в различных странах и найти сходства и различия. Сходство заключается в двух существенных моментах: во-первых, многими странами признается существование проблемы качества посещаемости учебных занятий, и, во-вторых, факторы, влияющие на учебную посещаемость, в основном совпадают. Различия наблюдаются в решении самой проблемы. Главным основанием решения проблемы учебной посещаемости зарубежные учёные (Канады, США) считают юридическую сторону. Они провели обзор законодательств своих стран, с целью выявления правовых основ выбора действий, направленных на улучшение учебной посещаемости. Ею занимаются не только учителя и администрация учебного заведения, но и все уровни управления образования и даже государство. Зарубежные учёные провели также сравнительный анализ посещаемости среди учебных заведений в зависимости от уровня успеваемости, расы, пола и возраста, а также с учётом семейных, демографических факторов, погодных условий, дней недели и времени года. Американские и канадские ученые пришли к выводу, что прогулы, как явление, предшествующие оставлению учебного заведения, несут следующие проблемы:
- для самих учащихся (непосещаемость переплетается с успешным изучением материала, что повлечёт за собой проблемы нахождения работы, получения высшего образования или достижения успеха в жизни);
- для учебного заведения (непосещаемость сопряжена с тратой административного и преподавательского времени, требует увеличения материальных расходов на обеспечение образовательного процесса и контроля над успеваемостью). Это может ставить учебное заведение в опасность быть признанным как институт, не способный обеспечить качественное обучение;
- для общества в целом (проблема занятости молодых людей; асоциальное их поведение; дополнительные затраты налогоплательщиков, ресурсов общества).
Осуществляя перенос, экстраполяцию и модернизацию, приходим к необходимости актуализации проблемы российского образования, создания юридической базы для поддержания хорошей посещаемости, проведения мониторинговых исследований учебной посещаемости, выявления детерминации учебной посещаемости от конкретных факторов и определения корреляционной зависимости между учебной посещаемостью и академической успеваемостью.
Результаты исследования дают основание для следующих возможностей:
- на методологическом уровне - сформулировать определение учебной посещаемости, как одной из важнейших педагогических категорий;
- на технологическом уровне - составить алгоритм педагогического мониторинга учебной посещаемости как средства управления учебным процессом;
- на практическом уровне - рекомендовать методы сбора и обработки данных, которые может применять каждый педагог, независимо от профиля учебного заведения.
Анализ «учебной посещаемости» как педагогической категории.
Посещаемость учебных занятий есть система присутствия учащегося на занятиях с целью усвоения образовательной программы выбранной им на основе и согласно своим личным возможностям и условиям жизни. Свободное посещение занятий означает не свободное (по желанию) присутствие на них, а свободный выбор образовательных программ, после чего наступает личная ответственность учащегося за посещаемость.
Понятийно-терминологическое обеспечение содержит «поле понятия» посещаемости, куда вошли качество посещаемости, функция посещаемости, ее виды и типы, пропуски занятий, прогул и другие. Учебная посещаемость интегрирует социально-педагогические, психолого-педагогические, нравственные, нормативно-правовые, экономические характеристики условий педагогического процесса. Посещаемость учебных занятий выполняет специальные функции в образовательном процессе. В исследовании выявлены развивающая, обучающая, воспитательная, социальной защиты, социальной адаптации, социокультурная, организационная, рекреативно-оздоровительная функции. Они представляют единую систему, органично взаимосвязаны между собой.
Специальные функции определяют содержание и направление деятельности образовательного учреждения, а также учащихся, посещающих занятия в этом учреждении. Посещаемость по отношению к ним рассматривается как процесс, которым надо управлять на основе качественных показателей и количественных характеристик.
Основными факторами, влияющими на учебную посещаемость, являются:
- личностные факторы, исходящие от самого учащегося (мотивация учения, несостоятельность в учебе, здоровье учащегося);
- семейные факторы (взаимосвязь семьи и учебного заведения, заинтересованность семьи в учебе подростка, состав и материальное положение семьи, психологический климат в семье);
- институционные факторы (организация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, наличие мониторинга посещаемости, уровень профессионализма преподавателей, имидж образовательного учреждения, режим работы и дисциплина в учебном заведении, наличие стимулирующих программ и адекватные условия обучения).
Посещаемость учебных занятий выполняет еще и организационную функцию в образовательном процессе. При хорошо спланированном расписании учебных занятий, результативность и посещаемость занятий учащимися может быть высока. Даже при проведении контрольного среза знаний, навыков и умений учащихся учебного заведения вышестоящими организациями, например, при аттестации или аккредитации учреждения, необходимо обеспечить нужный процент посещаемости занятий, иначе результат среза не будет признан. При составлении расписания занятий необходимо учитывать посещаемость отдельных предметов, курсов в отдельные дни недели.
Анализируя анкеты отношения учащихся к посещаемости занятий, пришли к следующему выводу. Причины пропуска занятий относятся к организации воспитательного процесса и лишь одна причина, интерес к учебе, в какой-то мере касается образовательного процесса. Отчетливо просматривается прямое влияние воспитательных воздействий на сущность образовательного процесса, посещаемость и уровень общих способностей. Здесь прослеживается большой резерв в повышении качества воспитания и обучения учащихся. По существу наметилась возможность создания мощного процесса социализации личности учащегося на основе глубокого взаимодействия воспитательного и образовательного процессов.
По результатам анализа ответов, данных учащимися на предложенные вопросы, основные причины пропуска занятий расположились в приведенной ниже последовательности:
- Частые заболевания;
- Отсутствие помощи и поддержки семьи в обучении;
- Низкий спрос и недостаточный контроль над пропусками занятий со стороны лиц, ответственных за посещаемость;
- Разочарование в профессии;
- Низкая мотивация в получении знаний.
Мониторинг учебной посещаемости в системе управления образовательным процессом.
В управлении учебной посещаемостью осуществляются общие принципы и функции управления педагогическим процессом.
На основании педагогического мониторинга можно дать следующее определение мониторинга посещаемости - под которым мы понимаем научно-исследовательское, практико-ориентированное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание хода и результатов посещаемости учебных занятий Мониторинг посещаемости, в основе которого лежат некоторые технологические идеи менеджмента, является одним из средств, влияющих на повышение показателя качества учебного процесса. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга, т.е. мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию.
Инструментарием мониторинга посещаемости является система координат, в рамках которой проводимые исследования будут корректными (модель «вход-выход»), сбор необходимой информации через опросы, анализ и наблюдения, «банк данных», и программное обеспечение для обработки данных на компьютере. Мониторинг состоит из следующих этапов:
1-й этап - первичное накопление информации. Задача этапа - организовать и осуществить первичный сбор информации учебной посещаемости;
2-й этап - обработка информации. Задача этапа - выявить уровень посещаемости, причины и характер пропусков занятий, факторы, влияющие на учебную посещаемость;
3-й этап - диагностический. Задача этапа - провести диагностику качества посещаемости, выявить тенденции изменения, которые будут отслеживаться в дальнейшем;
4-й этап - планово-прогностический. Задача этапа - спланировать и спрогнозировать деятельность администрации, преподавателей и учащихся с учётом проблем, выявленных на 3-м этапе;
5-й этап - организационно-деятельностный. Задача этапа - организовать работу сотрудников учебного заведения с учащимися, направленную на снятие выявленных проблем;
6-й этап - коррекционный. Задача - определить результативность и эффективность организационно-содержательных мероприятий, проводимых в целях повышения качества посещаемости;
7-й этап - итоговый. Задача - определить результативность и эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях повышения качества посещаемости.
Технология мониторинга предусматривает подбор методов сбора и обработки информации о состоянии посещаемости, обеспечивающих взаимосвязь статистических (математических) и качественных методов. Для сбора информации применяются методы регистрации телефонных звонков, ведения журнала по посещаемости, бесед с учащимися для выяснения причин пропусков занятий, а также опрос родителей по проблемам посещаемости их детей.
Обработка информации осуществляется математическими методами на основе компьютерных технологий с помощью программного обеспечения, созданного с учётом математической модели объекта исследования.
Организация мониторинга посещаемости основывается на наличии «Положения о посещаемости», поддержании строгой дисциплины инженерно-педагогических работников и учащихся, своевременном выполнении учебного плана и графика учебного процесса, что способствует созданию хорошей образовательной среды.
Математическая модель задачи и методы обработки информации.
В любой науке, объективность результатов исследований зависит от точности измерения явлений, их анализа и обработки. Если есть количественная информация отдельных явлений, то появляется возможность, через анализ количественных характеристик подробно изучить качественную сторону явления.
С целью выработки научных и практических выводов, применяются математические методы систематизации обработки и использования данных, полученных на основе наблюдений и измерений. Систематизация данных проводится табличными, графическими методами, а их обработка - методами математической статистики.
При исследовании коллективной посещаемости генеральную совокупность представляет весь контингент учебного заведения. Из генеральной совокупности делается репрезентативная выборка. Это означает, что каждый объект имел возможность попасть в выборку, которая может быть случайной, типической, механической, серийной, комбинированной.
Посещаемость занятий - это случайная величена X, которая может быть как абсолютной, так и относительной величеной, выраженной в процентах. Наблюдая за посещаемостью, например, в течение месяца, получим числа х1 (n1 раз), х2 (n2 раз), ..., хm (nm раз), n1+n2+...+nm = n. Эти статистические данные нужно обработать. Необходимо найти приближённо, закон распределения случайной величены «X», её математическое ожидание и дисперсию. После этого сделать практический вывод о том, идёт ли процесс управления правильно или требуется коррекция управления.
Для количественной характеристики совокупностей используются различные средние показатели: средняя величена посещаемости за неделю, за месяц, за полугодие, за год. Надо иметь в виду, что средние показатели являются более устойчивыми по сравнению с индивидуальными значениями элементов совокупности.
Количественная и качественная обработка данных исследования привела к выводу:
- при систематическом наблюдении за посещаемостью и своевременном принятии коррекционных мер поддерживается стабильная, удовлетворительная посещаемость учебных занятий, сохраняется контингент учащихся;
- устанавливается корреляционная зависимость между посещаемостью и успеваемостью учащихся, и многие другие факторы, влияющие на успеваемость;
- выявляются тенденции зависимости учебной посещаемости от погодно-климатических условий, пола, учебного курса, мотивации учения и уровня общего развития учащихся.
Принятие управленческого решения.
Это реализуется как выбор форм и методов воспитания у учащихся ответственного отношения к посещаемости учебных занятий и форм и методов управления этой деятельностью. К мерам общественного воздействия относятся:
- практика телефонных звонков, бесед, опросов, стимулирующих консультаций;
- использование радио, прессы, телевидения, наглядной агитации;
- написание писем родителям, анкетирование, работа с бланком отчета по посещаемости;
- применение стимулирующей практики. Например, поощрения, индивидуальное признание, проведение дней «Открытий», «Науки», «Карьеры»;
- привлечение к участию производственных предприятий и разработка альтернативных программ обучения.
Управление качеством посещаемости осуществляется через управление кадрами, организацию учебного процесса, методами воспитательной работы, которые могут быть оперативными, краткосрочными и непрерывными мерами профилактики. Особое внимание уделяется работе с родителями, привлечение к ответственности учащихся за халатное отношение к учебе в рамках «Положения по посещаемости», а также оказание помощи психологическими службами и педагогами, при проведение собраний и бесед с учащимися.
Существенным моментом в педагогическом мониторинге учебной посещаемости является исполнение решений, корректирующих процесс управления посещаемостью. Его выполняют все ответственные за посещаемость сотрудники: кураторы групп, педагоги, координатор по посещаемости.
Развитие и углубление рассматриваемой проблемы может быть связано с дальнейшим теоретико-методическим исследованием на основе персонально личностного подхода; анализом концепции гуманистического воспитания, составной частью которого является воспитание дисциплинированности учащегося; разработкой технологий, обеспечивающих ценностное отношение к человеку; критическим освоением зарубежного опыта по вопросам данной проблемы и определения возможности его внедрения.
Работа представлена на IV научную конференцию с международным участием «Стратегия естественнонаучного образования», 19- 26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 11,01,05 г.