Не меньшее значение в современном мире, когда существенно расширились возможности непосредственного общения специалистов в ходе международных конференций, ознакомительных поездок, научного обмена кадрами в рамках соответствующих программ, приобретает использование студентами-естественниками иностранных языков как средства межкультурных коммуникаций в межнациональном общении. Именно поэтому, на наш взгляд, на современном этапе весьма актуально введение в систему естественнонаучного образования коммуникативного подхода в обучении студентов иностранным языкам.
Коммуникативное обучение иностранным языкам предполагает разработку новой стратегии в естественнонаучном образовании и далее конкретных педагогических методов, направленных на формирование, преимущественно, навыков общения с представителями страны изучаемого языка. В ходе коммуникации необходимо учитывать типы ментальности носителей языка, а также обладать некоторыми основами знаний по культуре, литературе, истории страны изучаемого языка. Следовательно, определенный объем таких «коммуникативных» знаний должен быть включен в современные учебники иностранных языков для естественных факультетов.
Важной составной частью коммуникативного обучения является ориентированность преподавателя скорее на так называемые активные, чем на пассивные методы обучения иностранным языкам. Преподавателю следует не только самому объяснять лексико-грамматический материал, превращая слушателей в пассивных реципиентов. Большую часть занятий необходимо строить таким образом, чтобы вовлекать студентов в «состояние деятельного общения» с помощью коммуникативных игр, имитаций, диалогов, в ходе которых активно отрабатывать соответствующие лексико-грамматические конструкции.
Первоочередной задачей коммуникативного обучения иностранным языкам становится отработка у студентов «спонтанной реакции» на смоделированные в ходе занятий ситуации. Далее следует постепенное превращение запаса так называемых «эксплицитных» знаний, умений, навыков, которые формируются в учебной аудитории при отработке вариативных моделей коммуникативных ситуаций и доводятся до «автоматизма», в их «имплицитный» тип, необходимый для осуществления «реальной коммуникации», знаменующей переход учебной, условно смоделированной ситуации общения в ее естественную форму.
Работа представлена на IV научную конференцию с международным участием «Стратегия естественнонаучного образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 24.01.05 г.