Особенно велико число потребителей наркосредств среди молодежи.
Токсикомания в качестве главного объекта поражения выбирает более низкий возрастной ценз - детей. Тесно связаны оба варианта наркозависимости с не менее часто встречающимся и опасным алкоголизмом. Их сочетание и широкое распространение имеет много разнообразных причин, но главной из них является ложное представление о легкости этих видов патологии, возможности начать употребление и прекратить его в любой момент, а также полное незнание сути, тяжести течения и последствий.
Поэтому во всех учебных программах по каждой медицинской дисциплине вопросы нарко-, токсикомании и алкоголизма должны найти отражение и подкрепляться собственным опытом научных разработок и наблюдений на соответствующем контингенте больных и группах повышенного риска.
С этой целью на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии разработана научная программа исследований нарко- и токсикоманий у лиц разного возраста, сопряженная с учебной программой изучения основных дисциплин.
Научная разработка по учебной и научной программам ведется докторантами, аспирантами (очными и заочными), соискателями совместно со студентами. Исследования идут как при разных формах, так называемой чистой, нарко- и токсикомании, так и в сложных комплексах с бактериальной (туберкулез, например) и вирусной (ВИЧ-инфекции, парентеральные гепатиты, ЦМВ, герпес-инфекция) инфекционной патологии. Все они тесно связаны с программными вопросами учебных дисциплин.
Особенно детально изучаются вопросы естественной резистентности, иммунитета и иммуногенетики на фоне наркомании. Из клеточных механизмов, при различных видах наркозависимости, детально исследуются гемопоэз и функциональные коэффициенты общей реактивности, обеспеченность организма разными популяциями и субпопуляциями иммунокомпетентных клеток, фагоцитоз и эндоцитобиоз, их ферментативная активность, апоптоз и клетки помощники, участвующие в его реализации
Из гуморальных факторов резистентности и иммунитета большое внимание уделяется лизоциму, «гормонам стресса» - бета-лизинам, комплементу и его компонентам, свободно циркулирующим иммунным комплексам, иммуноглобулинам основных классов, противотканевым антителам, их цитолитической активности и некоторым другим факторам.
Все это узловые, наиважнейшие вопросы учебной программы, на которых студенты постигают сложнейшие проблемы иммунологии, аллергологии, гематологии, но не абстрактно, а в привязке к одной из социально важных проблем. Они воочию убеждаются в опасности наркозависимости для здоровья населения. Вместе со знанием к ним приходит и умение убеждать в этом других.
При изучении анализируемого контингента наркозависимых студент и будущий врач видит не только медицинскую, но и социальную опасность: потерю здоровья, рождение нежизнеспособных и обреченных на смерть детей, духовно-нравственное опустошение, потеря связи с родными и близкими, бомжевание, отречение от труда и учебы, низкий образовательный ценз или вовсе его отсутствие. Вместе с ними к наркоману приходят порочащие его личность вредные привычки, венерические инфекции и много других последствий.
Все это не только воспитывает, насыщает обучаемую молодежь необходимыми знаниями в области учебной программы, но и наполняют хорошим жизненным опытом, приобщает к умению санитарно-просветительной пропаганды. Одновременно решаются несколько многоплановых задач. Это и есть менеджмент в учебном процессе постижения микробиологии, вирусологии, иммунологии, аллергологии и всестороннего воспитания будущего специалиста медицинского профиля.
Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет), поступила в редакцию 29.12.04 г.