Национальный парк «Русский Север» включает удивительные по красоте и довольно рано освоенные людьми ландшафты, в пределах которых располагались древние водно-волоковые пути, соединявшие реки и озера Волжского, Балтийского и Беломорского бассейнов. Следы взаимодействия народов, заселявших центральную часть Вологодской области, с природой отражаются в сакральном наполнении ландшафтов - важном элементе развития культуры, отражающем выработанные историей традиции особого отношения к природе. Основой сакрализации местности нередко служили особенности ее геологического строения или рельефа, размещение необычных, или наделявшихся такими свойствами, точечных объектов (родников, отдельных деревьев, ручьев и т. д.), изучение которых дает возможность расширить знания об особенностях восприятия природных объектов и явлений разными этносами в разные эпохи.
Данные о сакральных объектах расходятся из-за сложности, фрагментарности и некоторой случайности источниковедческой базы, а также из-за разного отношения к ней исследователей. Выявление сакральных объектов на местности затруднено утратой и разрушением объектов в результате давней антропогенной нагрузки. Тем не менее, на территории национального парка выделены три категории сакральных объектов: природные, искусственные (церкви, монастыри, пустыни, кресты и т.п.) и смешанные, в которых искусственные сакральные объекты возникли на месте природных, например, часовня на месте святого источника. Здесь зафиксированы 12 природных сакральных объектов: 10 камней, одна роща (д. Лукинское) и одна гора - Ципина (Роскина).
Основу сети искусственных и смешанных сакральных объектов на территории национального парка «Русский Север» формируют 20 церквей, три монастыря (Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Горицкий) и Нило-Сорская пустынь.
Большинство сакральных объектов размещено в Белозерском и Кирилловском озерно-моренных холмистых ландшафтах, наименьшее количество находится в Кубеноозерском и Вожеозерском озерно-ледниковых низинных и в Вологодско-Грязовецком моренном увалисто-возвышенном ландшафтах. Только 8 объектов расположены в зоне охраны историко-культурных ландшафтов национального парка, а 78% сакральных объектов находится в зоне хозяйственного назначения, что создает проблемы их сохранения и использования в туристической и эколого-просветительской деятельности.