Современные жизненные условия характеризуются определенными, устойчивыми тенденциями рассмотрения экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Аварии и катастрофы стоят на первом месте в плане загрязнения окружающей среды, так как несут за собой большие выбросы в окружающую среду, а так же сопровождаются стихийными бедствиями.
В настоящее время рассматривают ряд федеральных целевых программ направленных на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС. Акцент ставится на защиту населения от ЧС, а так же на снижении размеров ущерба.
Органы управления РФ в чрезвычайной ситуации действуют согласно законодательству РФ. Президент вводит чрезвычайное положение на пострадавших территориях, а так же рассматривает вопросы о привлечении войск РФ для ликвидации последствий ЧС.
Федеральное Собрание РФ выделяет средства на ликвидацию ЧС.
Правительство издает постановления направленные на задачи, функции и порядок действий федеральных органов в области защиты населения.
Затем Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимаются решения о руководстве ликвидации ЧС и об оказании помощи пострадавшим.
Органы власти РФ организуют подготовку необходимых сил и средств для защиты населения, проводят работу с населением по вопросам защиты и действий в ЧС, так же принимают решения об эвакуации и обеспечивают ее проведение. Проводят спасательные и другие работы, поддерживают общественный порядок при их проведении др.
Органы местного самоуправления самостоятельно проводят подготовку необходимых сил и средств, для защиты населения, а так же проводят работу с населением по способам защиты и действиям в ЧС, осуществляют финансирование и т.д.
Специально уполномоченный орган власти осуществляет государственное управление и правильность действий органов исполнительной власти по защите населения при ЧС.
Ликвидируют последствия ЧС различные службы экстренного реагирования.