Концепция личностно ориентированного образования выявляет новое содержание компонентов образовательного процесса, тем самым, преобразуя педагогическое сознание и практику. Содержание, методы, приемы образовательного процесса направлены на «раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика через организацию целостной учебной деятельности» [1б, с.14]. Неизбежно возникает и ряд методологических проблем. Среди них - соотношение научно-педагогического знания с другими способами регуляции педагогической деятельности, создание соответствующего психологического микроклимата и образовательной среды.
Проектирование и технология проведения личностно-ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, заставляет учителя быть одновременно предметником и психологом. В этом случае должен уметь осуществлять комплексное наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
В результате обобщения проблем при работе с учащимися, планирования и разработки технологии проведения личностно-ориентированных занятий появилась идея создания личностно - ориентированного учебно-методического комплекта.
С 1997 по 2003 годы были последовательно разработаны и созданы брошюры по всем темам курса «Программирование». В это время анализировались результаты обучения различным темам и корректировалась подача теоретического материала, включение самостоятельных письменных работ, определение уровня трудности предлагаемых для решения задач, определение достаточного объема учебного материала для усвоения каждой темы. Участие в городском конкурсе инновационных проектов позволило проанализировать и оценить учебно-методический комплект педагогами различных учебных заведений, а также получить положительные отзывы ученых города.
Дальнейшее развитие учебно-методический комплект получил в 2004 году, воплотившись в электронный учебно-методический комплекс, дополненный электронным on-line тестированием, чатом, форумом, гостевой книгой, видеоматериалами и архивами.
Личностно ориентированное содержание электронного ресурса не может находиться в отрыве от процесса обучения. Методология личностно ориентированного обучения призвана исследовать специфическую природу ученика для того, чтобы учесть его уникальные особенности, интересы, склонности. Выяснив индивидуальные предпочтения ученика в работе с материалом, учитель выбирает форму объяснения, которая определяется его содержанием, требованиями к его усвоению. Главное требование к ученику - это его знания, умения и навыки, а пути их достижения каждым учеником различные. Поэтому учитель должен уметь осуществлять комплексное наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Использование электронного учебно - методического комплекса при обучении программированию учащихся различных образовательных учреждений, разного возраста и уровня подготовленности позволяет учащимся опережать программу и заканчивать обучение раньше, почувствовать себя активным и ведущим участником диалога «учитель-ученик», использовать наиболее эффективные методы обучения, выбрать задания в соответствии с уровнем его подготовленности, проявить самостоятельность и творчество.
В результате сокращаются сроки изучения данного языка программирования, появляется возможность изучения программирования на других языках, улучшается микроклимат в группе и появляется интерес к самостоятельному изучению последующих тем. Учитель может решать задачи привития интереса к программированию, развития творчества учащихся, а также профессиональной ориентации учащихся.
Профессиональная подготовка учащихся технического направления в области информационных технологий включает в себя обучение технологиям обработки различных видов информации с элементами программирования. Поэтому после получения основ программирования и выяснения личных предпочтений, учащиеся могут выбрать прикладной пакет программ, где наиболее ярко смогут реализовать свои творческие возможности. В этом случае учителем разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ученика, в результате чего рождаются интегрированные исследовательские проекты, представляемые на конкурсы разных уровней по различным предметам.
Таким образом, «личностная направленность учебного предмета обозначает образование человека как целостного субъекта, личности, индивидуальности» [2, с. 194].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. /М.: Сентябрь, 1996-96 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.