В Ростовском государственном медицинском университете проводится поэтапная подготовка студентов к использованию информационных технологий в практике врача. С этой целью на первом курсе в рамках дисциплины «Высшая математика и информатика» будущие врачи знакомятся с принципами работы в локальных и глобальной компьютерных сетях. На лекциях студенты получают общие сведения о технических принципах работы локальных сетей, корпоративных сетей Интранет, глобальной сети Internet, современных сервисах и системе адресации в Internet. На специальном практическом занятии студенты выполняют упражнения по поиску информации в сети при использовании поисковых систем, производят загрузку файлов из Интернета, создают учетную запись электронной почты, производят отправку и получение корреспонденции, знакомятся с принципами подписки на телеконференцию и чтение сообщений, производят обновление антивирусных баз через Интернет. На шестом курсе студентам в рамках специального цикла «Медицинская информатика» преподают навыки использования стандартного и специального программного обеспечения для решения конкретных задач в своей профессиональной деятельности. Особое внимание в этом цикле уделено использованию информационных ресурсов глобальной сети Интернет. Студенты обучаются программным средствам доступа к мировым медицинским информационным ресурсам, используют обучающие, информационно-поисковые и справочные системы, системы поддержки медицинских решений, экспертные системы и получают навыки в работе медицинских информационных систем с обменом информации в рамках локальных сетей.
На старших курсах студенты получают навык работы с информацией в рамках использования Кокрановской библиотеки. При этом на занятиях рассматриваются базы данных систематизированных обзоров, базы данных эффективности медицинских вмешательств, базы данных по методологии обзоров и регистр контролируемых испытаний. Для эффективного использования результатов деятельности Кокрановского сотрудничества студентов в рамках медицинской информатики необходимо научить пользоваться справочно-бибилиографическими и поисковыми компьютерными программами, правилам представления основных результатов в количественном виде, критериям оценки клинических исходов. Поскольку количественная оценка надежности данных базируется на классических методах оценки диагностических характеристик параклинических методов, то студенты обучаются методологии расчета чувствительности, специфичности, прогностической ценности результатов, определению относительного и абсолютного риска, отношения шансов.
Обучение будущих врачей навыкам использования персонального компьютера как инструмента доступа к различным видам информации, способам ее представления и размещения в мировом информационном пространстве способствует реализации доказательного подхода в клинической практике.
Работа представлена на III общероссийскую конференцию «Новейшие технологические решения и оборудование», г. Кисловодск, 19-21 апреля 2005 г. Поступила в редакцию 28.03.05 г.