В настоящее время экономика России все еще находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот сложный процесс реализуется в определенном времени и требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны.
Инвестиции - относительно новый для Российской экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие «капитальные вложения», под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. В современном понимании инвестиции - это более широкий по своему значению термин, чем капитальные вложения. Традиционно под инвестициями принято понимать осуществление определенных экономических проектов в настоящем, с расчетом получить доходы в будущем. Такой подход к пониманию инвестиций является преобладающим как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе.
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Инвестиционная активность в реальном секторе экономики России имеет большое значение для повышения производственного потенциала промышленности, строительства, сельского хозяйства и инфраструктуры, а также является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Инвестиции играют важнейшую роль, как на макро-, так и на микроуровне. Главное значение инвестиций - обновление основного капитала, составляющего производственный и научно-технический потенциал экономики любой страны. По сути, они определяют будущее государства в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.
Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.). За последние годы наблюдается тенденция сокращения реальных инвестиций. Общий объем инвестиции снизился в 5-6 раз. Это, прежде всего, связано с общим спадом в российской экономике, существенными недоработками в законодательстве страны, сокращением внедрения достижений НТП, непривлекательностью налогового и, как следствие, инвестиционного климата.
Россия на протяжении всего переходного периода относилась, по мнению большинства аналитиков, к перспективным регионам, обладающим значительными резервами для быстрого экономического роста, активизации инвестиционной деятельности - как один из главных задач экономического развития. Тем не менее, несмотря на значительные потенциальные возможности российского рынка, объем внешних инвестиций, приходящихся на Россию, существенно отстает от аналогичных показателей целого ряда других стран.
Данная тема в наше время интересна для рассмотрения с точки зрения анализа современного состояния инвестиционного климата России, как в целом, так и ее регионов (на примере Краснодарского края), ближайших перспектив страны, и выработка возможных решений и действий для выхода из сложившейся ситуации.
Россия по многим параметрам ещё уступает странам с развитой рыночной экономикой. Не обладая достаточными ресурсами в виде свободных денежных средств предприятия не в состоянии развиваться, вынуждая более успешные предприятия-смежники импортировать аналогичную, но более качественную продукцию из-за рубежа. В итоге практически вся экономика попадает в зависимость от внешних факторов и лишается возможности устойчивого развития. В условиях, когда сложно привлечь инвестиции внутри страны для развития отдельных предприятий и отраслей, важным источником средств для модернизации экономики являются иностранные инвестиции. Хотя российское законодательство предоставляет внутренним и иностранным инвесторам равные правовые гарантии, нерезиденты в нашей стране находятся в худшем положении, чем отечественные предприятия, и нет ничего удивительного в том, что без дополнительных правовых гарантий и налоговых льгот они не спешат инвестировать в Россию. Однако, в последние годы, в российской экономике наметился рост инвестиций в основной капитал предприятий.
К факторам, влияющим на привлечение прямых иностранных инвестиций, относятся: географическое распределение ресурсов и рынков; конкуренция цен на ресурсы (рабочая сила, сырьё и прочие); долгосрочный потенциал и размеры рынка; политическая стабильность; стабильная правовая система; развитая инфраструктура; социально-культурная близость; инвестиционный климат.
Отдельно стоит остановиться на инвестиционном климате и налогах. По инвестиционной привлекательности Россия существенно отстает не только от промышленно развитых стран мира, но и от бывших стран социалистического лагеря. Более того, динамика последних трех лет складывается не в пользу нашей страны. Проблема очевидна - инвестиционный климат России не соответствует запросам и ожиданиям зарубежных инвесторов. Преодоление инвестиционного кризиса приобретает особую важность как в текущем, так и стратегическом аспектах. Текущая потребность в инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В среднем по стране износ основных производственных фондов составляет 40,4%, при этом в нефтедобыче и электроэнергетике - более 50%, в нефтепереработке - 75%, в газопереработке - 80%. За последнее десятилетие ХХ века ввод новых и заменяющих генерирующих мощностей сократился в 3 раза, электросетевых объектов - почти в 5 раз. Ближайшие годы станут критическими с точки зрения обновления оборудования в электроэнергетике. А в стратегическом аспекте инвестиции сейчас выступают ключевым звеном, определяющим решение всего комплекса проблем развития страны и модернизации экономики и, прежде всего, достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и мировом рынках. При этом особое значение приобретает структурный поворот от производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов к развитию высокотехнологичных и инновационно емких обрабатывающих отраслей.
Климат для иностранного инвестирования в российскую экономику в последние годы несколько улучшился, что связано, прежде всего с созданием законодательной базы, в целом уже соответствующей нормам международного инвестиционного сотрудничества. С 2000г. наше народное хозяйство характеризуется более благоприятными условиями для привлечения иностранных инвестиций, о чем свидетельствует перемещение России с 49-го на 32-е место в мире по привлекательности для инвесторов. Приток иностранных инвестиции в Россию в первой половине 2001г., по данным Госкомстата, увеличился до 6,7 млрд. долларов по сравнению с 4,8 млрд. долларов в соответствующем периоде 2000г. Однако кардинальное улучшение климата, о котором идет речь, и переход к инвестиционно активной стратегии, направленной на модернизацию российской экономики, возможны лишь на основе проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства. Приоритетными в этой связи называются следующие задачи: защита прав собственности и улучшение корпоративного управления; развитие института банкротства и защита прав кредиторов; действенная антимонопольная политика; повышение эффективности управления государственной собственностью; развитие финансовой инфраструктуры.
Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию будет оставаться относительно низким, пока идут экономические реформы, поскольку для иностранного инвестора самое главное в законодательстве - это стабильность. Однако значительный приток ПИИ невозможен, если реформирование российской экономики проводиться не будет, поскольку в настоящий момент в России существуют довольно высокие экономические риски.
Рассмотрев проблемы инвестиции в России в целом, необходимо также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны (на примере Краснодарского края).
Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и иностранного предпринимательства.
Регионы такой огромной страны, как Россия, обладают значительной спецификой хозяйственных и социальных проблем и задач развития. Во взаимоотношениях с внешним миром растёт активность предприятий областей, краёв, республик РФ. Местные органы власти нуждаются в квалифицированных и детальных экономических исследованиях, программах, концепциях развития своей экономики, увязанных одновременно с общероссийскими приоритетами и направлениями экономической политики, тенденциями развития мирохозяйственных процессов. Характерным примером может служить Краснодарский край. Благодаря своему геополитическому положению, наш край является одним из наиболее значимых регионов в РФ. Кубань - мощный транспортный узел на Юге России. Уникальные природно-климатические ресурсы позволили создать крупнейший санаторно-туристический комплекс, на долю которого приходится четверть курортного потенциала страны. Кубань - это прежде всего житница России. Край обладает мощным экономическим и ресурсным потенциалом. Темпы роста валового регионального продукта опережают среднероссийские показатели. Хозяйственный комплекс в сочетании с богатейшей сырьевой базой имеет достаточные резервы для размещения импорта в таких отраслях, как пищевая, легкая и деревообрабатывающая.
По многим показателям Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест по инвестиционной привлекательности и входит в группу регионов России с «высоким потенциалом и незначительным риском», однако, для объективности стоит добавить, что такая положительная картина начала складываться только в последние 5 лет, так как ранее иностранные инвесторы особого интереса к нашему региону по многим политико-экономическим причинам не имели. Но сегодня Краснодарский край отличают политическая и экономическая стабильность. А если есть политическая стабильность, значит, есть и экономический рост.
Инвестиционная деятельность в Краснодарском крае развивается, и объёмы её год от года увеличиваются (в 2004г. в экономику Краснодарского края вложено инвестиций на сумму 91 млрд. руб.). Этому во многом благоприятствует инвестиционная политика краевых властей. Краснодар ведёт согласованную с губернатором А.Н. Ткачёвым политику по повышению инвестиционной привлекательности Кубани и Краснодара. Во всех организуемых с этой целью краевой администрацией мероприятиях (выставках, ярмарках, форумах) Краснодар принимает самое активное участие.
Бизнес интернационален. Денежные потоки идут туда, где для них созданы самые комфортные условия. Региональные власти делают всё возможное, чтобы деньги шли к нам на Кубань. Резерв для привлечения инвестиций огромен - сегодня лишь 15 процентов потребляемых в регионе товаров производится на территории края. Поэтому политику поощрения инвестиций краевая администрация считает основным инструментом развития региональной экономики. Нам нужны, прежде всего, инвестиции в виде менеджмента. Например, от курортов мы до сих пор не получаем должной отдачи из-за морального износа материальной базы и отсутствия эффективного менеджмента.
Современная экономика не может развиваться в замкнутом пространстве. В любом случае она должна быть интегрирована с другими регионами, странами. Сегодня в мире идёт глобализация экономики. Российская экономика, в целом, и кубанская, в частности, переживает период становления. Она становится открытой, прозрачной. Но мало того, что мы это знаем, нужно, чтобы об этом знали те, кто собирается с нами сотрудничать.
Инвесторов стоит воспринимать как людей, которые хотят вместе с нами сотрудничать, получать свою прибыль, развивая бизнес на территории края. То есть это партнёры по экономическому процессу. Но всякий уважающий себя бизнесмен и партнёр, естественно, проявляет осторожность. Его интересует всё: правовая база, настроение населения, последствия размещения того или иного предприятия, перспективы развития. В свою очередь все это формирует наше позитивное отношение к потенциальным зарубежным инвесторам и в результате мы готовы сотрудничать с ними.
Экономический форум, который прошёл у нас в третий раз (2004г.), показал, что на территории Краснодарского края и исполнительная, и законодательная власти едины в своем стремлении - сделать экономику инвестиционно-привлекательной. У нас очень благоприятный климат для сотрудничества.
База инвестиционных законов на Кубани достаточно обширна, одновременно она является гибкой. Если время требует внести коррективы, то органы Краснодарского края готовы это сделать и уже делают. Они ставят перед собой несколько главных задач по развитию и привлечению инвесторов и западных, и отечественных, - прежде всего, защита прав собственников и инвесторов различными способами, в том числе и законодательными, и административными. Вторая - создание комфортных условий для инвесторов. Третья - снижение административных преград для инвесторов, дебюрократизация процесса, а также развитие малого предпринимательства.
Администрация края выработала четкую стратегию перспективного развития Кубани, повышения её инвестиционного потенциала. Она сформулирована в программе социально-экономического развития края на период до 2010г.
Теперь следует подробнее рассмотреть конкретные инвестиционные проекты на территории Краснодарского края.
С 2001 по 2003 годы в экономику края было инвестировано свыше 200 миллиардов рублей. Так инвестиции за последний - 2004г., составили 91 млрд руб. В 2003г., по оценке агентства «Эксперт-РА», Краснодарский край улучшил свой рейтинг: по показателям инвестиционного риска он поднялся с 14-го на 10-е место, по показателям инвестиционного потенциала - с 10-го на 9-е место. По объёму привлеченных инвестиций Кубань занимает третье место в России.
В течение 2001-2003гг. проведены официальные встречи-переговоры с чрезвычайными и полномочными послами США, Германии, Италии, Украины, Великого Герцогства Люксембург, а также с другими делегациями зарубежных дипломатических представительств.
В 2002г. успешно начатая внешнеэкономическая политика дала результаты: заметно вырос интерес к Краснодару со стороны иностранных инвесторов. Краснодар становится всё более известным в зарубежных экономических и общественных кругах. Не случайно экономическое приложение газеты «Нью-Йорк Таймс» опубликовало репортаж о десяти городах России для бизнеса и инвестиций, в том числе и о Краснодаре.
В 2003г. начат новый этап утверждения Краснодара на мировом экономическом и инвестиционном рынке. В марте 2003г. город принял участие в международной выставке «МИПИМ» (Канны, Франция). По итогам работы форума инвестиционные проекты Краснодарского края и Краснодара признаны лучшими из вновь заявленных на «МИПИМе». Апрель 2003г. - Международный инвестиционный форум «Юг России-2003»(Мадрид, Испания), май 2003г. - участие в Международном экономическом форуме «Дни Кубани в Ганновере» (Германия). Прошлый год прошел на Кубани под знаком социальной и экономической стабильности. Важно отметить: нашему региону все больше доверяют инвесторы. В 2004г. всерьез и надолго пришли работать на Кубань большое количество иностранных и российских инвесторов. В экономику края ими вложено более 91 млрд. руб. Сейчас на территории Краснодара активно действуют 126 предприятий с иностранными инвестициями. В том числе крупные - 13 американских, 12 турецких, 11 кипрских, 9 германских и 5 французских.
Подписан договор с немецкой фирмой «КЛААС» о строительстве в Краснодаре завода по производству комбайнов. Из всех городов России, рассматривавшихся в качестве партнера, фирмой «КЛААС» был выбран именно город Краснодар, а летом 2004 года сельскохозяйственные предприятия Краснодарского края получили первые комбайны «КЛААС» российского производства. Также было завершено строительство завода «Бондюэль» под Краснодаром. Итогом этого было появление консервированных овощей (22 млн. банок консервированной кукурузы и горошка в 2004г.), выпущенных на Кубани этой известной французской фирмой. Таким образом, в край пришло более пятидесяти миллионов евро инвестиций, а краевая казна в 2004 году пополнилась дополнительными поступлениями налогов.
Благодаря поддержке администрации города Краснодара построен и запущен в эксплуатацию новый комплекс ОАО «Филип Моррис Кубань». Эта компания вложила в реконструкцию табачной фабрики свыше двухсот миллионов долларов и заплатила в 2002г. свыше двух миллиардов рублей налогов во все уровни бюджета. К тому же она финансирует несколько крупных благотворительных программ.
Не уступают в активности и отечественные инвесторы. Так, компания «Очаково» вложила в строительство краснодарского предприятия по производству пива и безалкогольных напитков более одного миллиарда рублей. Филиал №1 московского пивобезалкогольного комбината «Очаково» в 2003г. стал лучшим пищевым предприятием Краснодара. Сегодня он выпускает более 25 наименований продукции.
Всё это свидетельствует о том, что для инвесторов созданы благоприятные условия. Понимая, что инвестиции направляются туда, где встречаются наименьшие препятствия и где их вложения являются наиболее выгодными, более надежными и безопасными, наши западные партнеры с желанием вкладывают деньги в развитие инфраструктуры Краснодарского края.
Подводя итоги, хотелось бы вспомнить восточную мудрость: «Сколько ни повторяй слово «халва», во рту слаще не станет», поэтому установка на то, что в экономике нельзя ждать у моря погоды, а надо самим активно формировать условия, благоприятные для её развития, в том числе и для притока инвестиций, - сегодня, пожалуй, единственно верная и единственно продуктивная.
Работа представлена на конференцию «Управление производством. Учет, анализ, финансы» ОАЭ (Дубай) 11-18 марта 2005 г. Поступила в редакцию 01.04.2005 г.