В учебном пособии «Страницы истории донского казачества» В.П. Попов представляет авторскую позицию по вопросам происхождения казачества, его роли в становлении российской государственности, участия в экономической, политической, социальной и культурной жизни страны. Содержание раскрывается в главах: «Древние предки россов - казаки», «Древние страницы истории казачества», «Страницы казачьей славы», «Черные страницы истории казачьей», «Возрождаем казачество - возрождаем Россию». Учебное пособие предназначено для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений, а также для тех, кто интересуется историей донского казачества.
В ярких образах предстают перед нами крупные события, вехи на ее многовековом пути. Теперь самое время перейти к изучению той части истории нашей родины, которая многие годы была закрыта для большинства наших современников - истории казачества - народа, который веками жил в России и преданно ей служил.
Человек, изучающий историю своей страны, ни в коей мере не посчитает эту книгу скучным и обязательным к изучению учебным пособием, в котором ему академическим языком расписываются истины, не требующие доказательств, и факты, которые надо бездумно воспринимать. История, которую мы хотим предложить нашим молодым людям, такова, что в нашем понимании не может толковаться единообразно. Это история народа, который есть и которого нет, который имеет героические и черные страницы прошлого; есть день рождения, есть дата смерти и год воскрешения из небытия. Многие считают, что у этого народа не было прошлого и нет будущего. Но мы, те, кто называет себя гордым словом «казаки», верили и верим, любили и любим сыновней любовью свой родной край, родное Российское государство, родной российский народ, детей своих и внуков, отцов и дедов, всех тех, кто объединен общей судьбой и называется Великим Русским народом.
В настоящее время каждый, изучающий историю, знает, что, как и все европейские народы, славяне вышли из единой арийской прародины, находившейся в верховьях реки Сырь-Дарьи и Аму-Дарьи. Часть из них, заселявшая юг сегодняшней России и Балкан, прославившаяся в свое время тем, что освоила плаванье по южным морям, на долгие годы получила название венетов или венедов. Именно они построили Венецию, а часть их основала порты по берегам Черного и Азовского морей, расселялась по берегам рек Дон и Днепр. Именно этот район интересует нас, россиян, потому что впоследствии именно здесь появились славяне как таковые и возникло государство «Русь». Другая группа славян, вернее праславян - варги, впоследствии названные варягами, пошла на север Европы и поселилась на берегах Балтийского или тогда Варяжского моря. Одно из Варяжских (северо-славянских) племен Ружси и Руссии приобрело славу знаменитых воинов и торговцев. Эти храбрые воины расселились на берегах озера Ильмень и северных российских рек.
Осваивая привольные южные степи, наши предки приручили обитавших там диких лошадей. Постепенно они стали лучшими наездниками в тогдашнем мире и конными стрелками. Древние греки, почти не пользовавшиеся лошадьми, видя неуловимых, быстрых наездников, почти слившихся с лошадью, непобедимых пришельцев с севера, решили, что это человек -лошадь-кентавр, что и нашло отражение в их мифах.
Зачастую в древней истории из-за различных наименований наших предков происходила большая путаница, которая до сих пор мешает нам увидеть свою родословную в целом, без разрывов на исторические периоды. Но не следует обижаться на древних историков и философов, ибо они освещали то, что видели и знали. Наша задача, как потомков, - адекватно интерпретировать сказанное ими.
Славянами или словыми, т.е. говорящими, наши предки называли самих себя, своих ближних и дальних родственников, с которыми могли объясняться на понятном языке. Немцами или немыми они, в отличие от себя, называли все те народы, с кем не могли общаться вследствие большой разницы в языке. Но поскольку славяне вплоть до своего крещения Кириллом и Мефодием не имели азбуки, т.е. письменности, то естественно, что в документах и не сохранилось их самоназвания.
Казачьи области всегда были окраинными землями Российского государства, поэтому история казачества всегда рассматривалась как история государственной окраины - а это всегда не центральная история и не центральная власть, что говорить, окраина и есть окраина. Роль казаков в истории России была настолько велика, что даже после того, как на южных границах московских владений кочевники были или покорены, или исчезли, и опасность нападений прекратилась, казаки и казачий быт уважительно поддерживались российским правительством, а казачьи войска высоко ценились, и для них у правительства всегда находились и военные, и хозяйственные, и политические дела. В истории России многие события по политическим и национальным соображениям не получили достаточного исторического освещения, обходились стороной и просто замалчивались. Время татарского ига, а это почти 300 лет, по патриотическим соображениям вошло в историю кратким эпизодом.
История передовых военных отрядов россов, кем-либо написанная в течение веков, всегда связана с тяжелыми, непрерывными войнами по защите своих земель, войнами и походами в составе российских войск, продвижениями так называемых казачьих войск, создаваемых государством Российским для освоения новых, неведомых ранее земель, их обжитие, защита. Казачьи городки на далеких окраинах России подвергались частым нападениям. Казаки в борьбе за Россию часто несли большие потери, но всегда находили достаточно сил, чтобы с божьей помощью отражать нападения неприятеля. Большинство русских историков считали казаков особым народом, особым сословием, людьми с психологическими особенностями, не говоря уж об особенностях быта, обычаев, ремесел. Казаки же никогда не отделяли себя от России, считали себя полноправными россиянами, вершиной счастья казака всегда было на миру умереть за Веру, Царя и Отечество.
А потому так хочется, чтобы не щемящим душу словом «разбойники» назывался этот народ, а гордым словом «казаки», смелые воины государства Российского, историю свою ведущие за много лет до Рождества Христова, от былинных богатырей Бероссы, детей богов наших Росы и Воды, умнейших скифов и их храбрейших воинов - гетов, русских былинных богатырей, «матерого казака» Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Доказательства этому просты и должны быть всем понятны. Сами донские казаки в своих сказаниях, да и в обычной жизни признают своим родимым отцом - «батюшкой» Тихий Дон, древний Танаис. Сыны могучего богатыря Бероссы - вот кто они, казаки! Даже если кто-то докажет, что это не так, тому ответим: «Пусть не рожден казак Доном, но не тот отец казаку, который родил, а тот, который воспитал, тот, кто сделал казака - Казаком, гордым, вольным сыном великой русской реки»!
Читателям совет: в отличие от других учебников, которые почти всегда читаются с первой главы, начните читать эту книгу обязательно со слов «Вместо предисловия», и если это Вас не захватит, то книга не для Вас. А если..., тогда Вы - близкие нам люди, вниманию которых с благодарностью предлагается эта книга.