Издание предназначено для изучающих историю государства и права России, историю молодежного движения, ювенологию, религиоведение.
В монографии показаны особенности осуществления государственной функции политического контроля среди молодёжи, ставшей объектом и субъектом осуществления государственной политики в отношении религии.
Основой источниковой базы исследования составили документы Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области, многочисленных мемуаров, опубликованных документов. Поскольку исследование носит историко-правовой характер, первостепенное значение имело изучение законодательства РСФСР и СССР. При этом учитывалось, что советская государственность понималась как система власти, не ограниченная формальными законами. Революционная законность совпадала с революционной целесообразностью. Под революционной законностью подразумевался тот правопорядок, который «признан целесообразным верховными органами пролетарской диктатуры и является общеобязательным». Поэтому наравне с официальным законодательством автор исследовал решения форумов коммунистической партии и комсомола, выступления партийных, государственных и комсомольских лидеров. Комсомол рассматривался как орган, монопольно осуществляющий под руководством коммунистической партии молодёжную политику советского государства.
Структурно монография состоит из 4 глав: 1) «Эволюция форм и методов политического контроля среди молодёжи на начальном этапе противоборства советского государства и церкви»; 2) «Попытки оптимизации антирелигиозной деятельности советского государства в середине 1920-х годов»; 3) «Политический контроль среди молодёжи 1920-х годов как средство борьбы с религиозными традициями и формирования «новой веры»; 4) «Антирелигиозный аспект «Великого перелома»: нормативная база и правоприменительная практика»
Автор пришел к выводу, что в изучаемый период политический контроль в духовной сфере был направлен не только против экстремистских и антизаконных проявлений. Искоренялось любое инакомыслие. Более того, властные органы стремились уничтожить в зародыше саму возможность его проявления. Власти было уже всё равно, являются позиции священнослужителей и верующих конструктивными или нет. Определяющей в практике реализации государственной функции политического контроля стала репрессивная составляющая. В общественном правосознании молодёжи всякого рода запугивание оправдывалось целями «новой веры», которую юноши и девушки готовы были защищать бескомпромиссно.
Комсомол стал не только пропагандистским центром в борьбе с религией, но и структурой, осуществляющей контроль за реализацией государственной политики в религиозной сфере. Недостаточная эффективность его антирелигиозной и контролирующей деятельности привела к созданию «специализированного» Союза безбожников. Стремление к всеобъемлющей власти порождало у государства перманентное недовольство всеми органами, действующими в сфере политического контроля, стремление вовлечь в осуществление политического контроля все новые силы. Как показывает опыт становления советской государственности, в недемократическом обществе органом политического контроля неожиданно может стать любое общественное объединение. Если же оно мешает другим (как государственным, так и неформальным) органам политического контроля осуществлять его в определённом политическом пространстве, то власть стремится избавиться от него.