Государственная итоговая аттестация студентов-выпускников является завершающей стадией программы высшего профессионального образования по специальности 080105 Финансы и кредит, первый и весьма важный этап которой - итоговый государственный экзамен. Поэтому особо важно стоит вопрос методического обеспечения государственного комплексного экзамена.
Государственный экзамен проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена по специальности, который наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин должен учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.
Дипломированный специалист должен знать:
- основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;
- законы функционирования рынка и средств его регулирования;
- структуры и тенденции развития российской и мировой экономик;
- многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
- основы организации денежно-кредитного регулирования, взаимосвязи между разными частями денежного оборота, денежного и торгового оборота, основы банковского и биржевого дела;
- основы организации налогообложения и страхования, государственных и муниципальных финансов;
- специфику работы предприятия в различных отраслях и сферах деятельности;
уметь:
- использовать знания по теории финансов, денег, кредита в своей практической деятельности;
- самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода в нестандартных ситуациях;
- решать нестандартные задачи, прогнозировать экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений;
- видеть перспективы развития финансово-кредитных отношений и перспективы своей профессиональной деятельности;
- определять степень финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности;
- определять специфику деятельности бюджетных организаций;
- быть конкурентоспособным, обладать знаниями по смежной специализации;
- организовать на научной основе свой труд;
- владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- использовать современные информационные технологии;
Дипломированный специалист должен быть подготовленным к профессиональной деятельности в учреждениях финансовой и кредитной системы, включая внешнеэкономическую сферу.
Подготовка к итоговому междисциплинарному экзамену включает:
- обзорные лекции по учебным дисциплинам, вопросы по которым включены в экзаменационные билеты. Они проводятся после завершения преддипломной практики и ставят своей целью сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных вопросах изученных дисциплин, нормативно-правовых документах;
- повтор пройденного материала;
- знакомство с публикациями в периодической печати в области финансов и кредита.
Настоящее пособие включает в себя весь необходимый материал для подготовки к итоговому государственному экзамену. В нем содержатся общие требования, предъявляемые к проведению итогового государственного экзамена; представлены подробные методические рекомендации по подготовке ответа на вопросы установленного перечня; конкретизированы критерии оценки ответов студентов, позволяющие адекватно оценивать уровень подготовки выпускников.
Особый интерес представляет список рекомендуемой в пособии литературы, содержащий новейшие источники, что немало важно именно в отношении динамично развивающихся экономических дисциплин. Перечни представлены по каждой дисциплине, входящей в комплексный государственный экзамен, что дает студенту возможность расширить предлагаемую пособием структуру ответа.
В пособии представлен перечень базовых терминов из области финансов и кредита, налогов и налогообложения, банковского дела, финансового менеджмента, государственных и муниципальных финансов и страхового дела, что весьма удобно как для студента, так и для членов государственной аттестационной комиссии, которые могут использовать данные категории для дополнительных вопросов отвечающим.
Данное методическое пособие позволит повысить эффективность подготовки студентов к итоговому междисциплинарному экзамену.