Учебно-методическое пособие «Профессионально-прикладная физическая подготовка музыкантов» разработано в ФГОУ ВПО «Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» группой авторов - кандидатом педагогических наук, доцентом Коноваловым Игорем Евгеньевичем, доктором педагогических наук, профессором Кузнецовой Зинаидой Михайловной, кандидатом биологических наук, доцентом Мутаевой Ильсияр Шафиковной.
Данное пособие рекомендовано в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 «Физическая культура и спорт» Министерством образования Российской Федерации, учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта.
В последние годы все больше внимания уделяется разработанности вопросов физического воспитания специалистов, обучающихся в системе профессионального образования. Особое значение при этом придается развитию прикладной его функции, т.е. профессионально-прикладной физической подготовке.
В учебно-методическом пособии рассматриваются исторические аспекты развития идей профессионально-прикладной физической подготовки, уточняются ее основные понятия и определения, раскрываются сущность и методика построения профессиограмм, дается классификация видов труда.
Существует достаточно литературы, где раскрываются проблемы профессионально-прикладной физической подготовки специалистов многих профессий, задействованных в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве и других сферах жизнедеятельности, однако работ, раскрывающих специфику профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов, практически нет.
Действующие сегодня концептуальные подходы к профессионально-прикладной физической подготовке музыкантов во многом сформировались в рамках советской школы физического воспитания, когда эта ее часть со стороны специалистов физической культуры и педагогов-музыкантов имела декларативный характер. В настоящее время картина в целом не изменилась. Непонимание и недооценка музыкантами и их педагогами значения физической культуры в целом и профессионально-прикладной физической подготовки в частности, с одной стороны, и неготовность большинства преподавателей физической культуры, работающих в учебных заведениях музыкального профиля, решать задачи профессионально-прикладной физической подготовки музыканта - с другой, приводят к неоправданной потере использования потенциальных возможностей этого раздела физического воспитания.
В учебно-методическом пособии, авторы раскрывают особенности профессиональной деятельности музыкантов: условия и режим труда (напряженность и тяжесть), определяют профессионально важные психофизические качества и функциональные способности.
Профессию музыканта со стороны психофизических требований к личности можно отнести к сложным. Наряду с профессиональными способностями, музыканты должны обладать хорошим здоровьем, развитыми психофизическими и профессионально значимыми качествами. Развитие же профессионально важных качеств невозможно без научно обоснованной и методически выверенной системы профессионально-прикладной физической подготовки.
В связи с этим в работе представлены основные формы занятий профессионально-прикладной физической подготовки, раскрываются методические особенности их планирования, построения и проведения, предлагаются средства развития наиболее значимых психофизических качеств и функциональных способностей, а так же технологии проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности музыкантов.
Таким образом, в учебно-методическом пособии «Профессионально-прикладная физическая подготовка музыкантов» предпринята попытка устранить информационный пробел, существующий в отношении разработанности вопросов профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов, обучающихся в учебных заведениях различного уровня.
Учебное пособие представлено на 132 страницах, состоит из введения, пяти глав и списка литературы.
Пособие адресовано студентам и преподавателям высших учебных заведений физкультурного профиля, а также педагогам физической культуры.