Учебное пособие объемом 20 п.л. разработано на кафедре «Торговое дело» Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета. Оно отражает тот объем и методику преподавания дисциплин «Управление качеством» (УК) и «Сертификация систем качества товаров и услуг» (ССКТиУ), которые сложились и проводятся в Омском институте (филиале) РГТЭУ на протяжении ряда лет.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования экономических специальностей в пределах часов, предусмотренных учебным планом по дисциплинам УК и ССКТиУ.
В учебном пособии систематизирован и изложен в очень лаконичной и компактной форме: в виде схем, рисунков, таблиц, графиков и логических выкладок, объемный курс УК и ССКТиУ. Подобная форма представления материала ещё не была реализована в учебной литературе по этим дисциплинам.
В пособии сделана попытка помочь студентам систематизировать сложный, очень объёмный курс, осознать логику дисциплины, мотивацию обучения всех специалистов основам управления качеством, сориентировать студента на особо актуальных секторах единого информационного поля, оставив ему свободу выбора собственного пути освоения материала.
Наибольший эффект от пособия можно получить, используя совместно с основными учебниками и учебными пособиями по этой дисциплине. Специальный тезаурус, представленный в учебном пособии, соответствует стандартам ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения» и ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Понятия и словарь».
В пособии наглядно раскрыты основные понятия, термины и определения в области качества; показатели и признаки качества; методы оценки качества; алгоритм обеспечения и управления качеством. Дано наглядное представление сложных характеристик и логических связей конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятий и их оценке.
Учебное пособие содержит сведения о направлениях, методах и методиках создания систем менеджмента качества (СМК); моделях СМК и их особенностях; стандартах, в соответствии с которыми разрабатываются, внедряются и сертифицируются СМК. Отдельные главы посвящены методам непрерывного улучшения процессов, документации, показателей результативности и эффективности, методам и методикам внешнего и внутреннего аудита, правилам и порядку инспекционного контроля сертифицированных СМК.
В пособии представлены случайные события, факторы, влияющие на качество, основные статические методы, используемые для обработки и анализа данных в целях улучшения качества; основные инструменты управления качеством для высших менеджеров. Представлены теоретические положения разработки качественных изделий, процессов производства и обслуживания: структурирование функций качества, построение Дома качества, которые иллюстрированы примерами из разных областей деятельности.
В пособии мотивированы условия использования специальных методов улучшения качества и инновационных технологий:
- инжиниринга;
- реинжиниринга;
- бенчмаркинга;
- управления человеческими ресурсами на предприятиях, работающих в условиях всеобщего менеджмента качества;
- управления безопасностью пищевых продуктов путем анализа рисков и определения критических контрольных точек на базе стандартов ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (система ХАССП);
- самооценки предприятий и их участия в конкурсах по критериям Премии Правительства РФ в области качества и прочих.
Пособие включает главу, в которой рассмотрены затраты на качество и методы их определения.
Учебное пособие может использоваться как опорный материал, в учебных курсах, курсах корпоративного обучения, курсах дистанционных программ обучения, для студентов всех форм обучения специальностей: 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных)»; 080301 «Коммерция (торговое дело)»; 080507 «Менеджмент организаций»; 080111 «Маркетинг»; 080502 «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания»; аспирантов и преподавателей в качестве иллюстративного материала и краткого конспекта лекций при самостоятельном изучении дисциплины, инжиниринговой поддержке разработок систем менеджмента качества и их компонент.