В условиях становления рыночных отношений в современной России появилось много людей, основным видом профессиональной деятельности которых стал бизнес, где знания и навыки делового этикета являются одним из наиболее важных условий коммерческого успеха. Современные условия жизни показывают, что в сфере предпринимательской деятельности возникает жесткая конкуренция, усиливающаяся с каждым днем. Ведь не секрет, что бизнес делается не только на экономической, но и на этической основе. Умение правильно вести себя в обществе имеет большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Кроме того, мировые экономические связи обязывают деловых людей знать правила хорошего тона и зарубежных стран, так как нарушения правил этикета могут привести к разрыву деловых отношений и обернуться потерей рынков сбыта.
Деловые отношения относятся к типу общественных отношений и рассматриваются как взаимосвязь между партнерами или коллегами, возникающая в процессе совместной деятельности и в коллективе. Отметим тот факт, что деловые отношения включают в себя общение, главным фактором которого является владение культурой речи. Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Заметим, что профессия человека и его речь довольно тесно связаны. Безусловно, исследователь в области психологии Л.П. Крысин был прав, когда писал: «Манера речи, характеризующая проигрывание некоторых профессиональных ролей, бывает ярко специфична и нередко осознается говорящими. Сравните расхожие «квалифицирующие» определения вроде таких: «говорит как учитель», «начальственный окрик», «оставь свой прокурорский тон», «кричит как базарная торговка» и т.п.»
Владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста.
Заострим свое внимание и на том, что в общении раскрываются и такие ценности, как доброта, сопереживание, отзывчивость и понимание. И что все эти ценности неразрывно связаны с культурой поведения. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Ведь манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
Учебно-методическое пособие «Этикет делового общения» включает материал для практических и семинарских занятий по курсу «Основы делового общения». Система практических занятий разработана в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Пособие предназначено для студентов технических вузов, а также всем интересующимся вопросами культуры поведения и общения.
Актуальность учебно-методического пособия «Этикет делового общения» обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, затрагивающих область строительной индустрии. К сожалению, у большинства наших специалистов с высшим техническим образованием крайне низка культура общения, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свои возможности.
Главной целью данного учебно-методического пособия является помочь студентам в усвоении знаний и приобретении необходимых умений в области делового этикета.
Учебно-методическое пособие «Этикет делового общения» состоит из трех разделов - «Общение, этикет, культура и имидж делового человека»; «Правила и этикет деловых отношений»; «Деловой стиль речи».
Раздел 1. «Общение, этикет, культура и имидж делового общения» рассматривает сущность общения как коммуникативного инструмента этики деловых отношений, касается сущности культуры речи, этикета, имиджа делового человека, содержания визитной карточки.
Раздел 2. «Правила и этикет деловых отношений» знакомит студентов с основными правилами ведения деловой беседы, коммерческих переговоров, служебных совещаний, этическими нормами делового телефонного разговора.
Раздел 3. «Деловой стиль речи» направлен на обучение написания личной и деловой документации.
Каждый раздел пособия заканчивается контрольными вопросами, которые позволяют студентам проверить степень прочитанного материала и практическими заданиями, позволяющими закрепить эти знания при выполнении тестов для самоконтроля. Кроме того, предлагается список литературы, знакомство с которым поможет студентам глубже изучить заинтересовавшие их те или иные аспекты делового этикета.
При написании учебно-методического пособия «Этикет делового общения» широко использовались разнообразные материалы, подготовленные известными зарубежными и отечественными специалистами по психологии, социологии и лингвистики.
Древняя китайская мудрость гласит: «Дорогу осилит идущий». В процессе развития рыночных отношений ценность образования возрастает день ото дня. Без квалифицированных, компетентных специалистов ни одна фирма не сможет достичь своих целей и выжить в условиях конкуренции. В этой связи еще раз отметим, что выпускнику учреждений высшего профессионального образования необходимы знания и умения важнейшей стороны морали профессионального поведения современного специалиста - делового этикета.