К существенным особенностям ДО можно отнести следующие:
- обучающийся учится самостоятельно в удобном для себя месте и в удобное время, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем (гибкость);
- обучение строится по индивидуальному плану, составленному с учетом уровня базовой подготовки и потребностей обучающегося (адаптивность);
- обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью (параллельность);
- ДО обходится значительно дешевле традиционных форм обучения (экономичность)$
- cпециализированный контроль, компьютерные тестирующие системы, позволяющие выявить соответствие качества ДО государственным образовательным стандартам.
ДО обеспечивает асинхронное взаимодействие преподавателя и студентов, что позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для респондентов время.
Основу дистанционного процесса обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Совместная деятельность студента и преподавателя на всех этапах дистанционного обучения распределяется между диагностикой, планированием, реализацией, оцениванием и коррекцией (в этом процессе студент является равноправным субъектом).
Основными педагогическими принципами ДО являются:
- личностно-ориентированный характер образовательного процесса;
- практико-ориентированность содержания образования и видов деятельности;
- модульно-блочная организация образовательных программ;
- активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;
- проблемность и диалогичность характера взаимодействия в учебном процессе;
- самоорганизация деятельности обучающихся и рефлексивный характер этой деятельности, самостоятельности, подразумевающей наличие внутреннего мотива получения образования;
- контекстность обучения;
- элективность обучения, предоставляющая обучающимся свободу выбора цели, содержания, форм, методов, источников, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
Завершая, отметим, что стратегическая цель ДО - обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.