Начертательная геометрия является важной учебной дисциплиной, от усвоения которой зависит качество подготовки инженеров. Однако необходимый уровень учебного процесса обеспечить достаточно сложно из-за того, что существующая учебная литература, во-первых, не соответствует требованиям образовательных стандартов, во-вторых, она сложна для понимания студентов. Предлагаемое учебное пособие решает данную проблему. Содержание учебного пособия полностью соответствует минимуму содержания профессиональной программы по разделу «Начертательная геометрия» учебной дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Горное дело» и специальности «Горные машины и оборудование» направления подготовки «Технологические машины и оборудование». Оно также может быть использовано студентами других специальностей машиностроительного профиля.
Изложение материала ориентировано на подготовку высококвалифицированных инженеров-конструкторов. В учебном пособии дается достаточно широкий круг задач, связанных с горным делом, решение которых осуществляется с помощью методов начертательной геометрии. Материал разделов, посвященных кривым линиям и поверхностям, может быть использован в практике реального конструирования. Особенно полезно пособие студентам заочной формы обучения. Раздел «Избранные задачи начертательной геометрии» окажет им существенную помощь в выполнении контрольных работ. Пользуясь только пособием, можно достаточно хорошо изучить курс.
Представление учебного материала соответствует схеме «теория - практическое закрепление в процессе аудиторных и самостоятельных работ - выполнение графических домашних заданий - самоконтроль - контроль». Пособие содержит материалы, необходимые для реализации данной схемы.
Учебное пособие основывается на продуктивной концепции процесса усвоения знаний студентами, базирующейся на следующих принципах:
- учение как процесс умственного развития и формирования вполне определенных форм и видов деятельности;
- учение как поэтапное усвоение программ деятельности;
- формирование динамически структурированных систем умственных действий;
- учение как процесс организации и самоорганизации поведения в пространстве факторов.
Пособие охватывает все разделы курса и все виды работ. Теоретический материал излагается просто, однако это достигается не за счет упрощения содержания курса. Большое количество иллюстраций делает изложение доступным пониманию студентов. Особенно интересно «покадровое» иллюстрирование решения задач. Тщательно подобранные задачи, домашние задания помогают закрепить изучаемый материал, а контрольные работы, вопросы и тесты позволяют осуществить самоконтроль знаний. Предлагаемые тесты учитывают возможность применения контролирующего микропроцессорного устройства «Символ», разработанного лабораторией информационно-дидактических систем Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Низкая стоимость и небольшие габариты позволяют обеспечить устройством не только кафедры, но и студентов. Создаются идеальные условия для самоконтроля усвоения разделов курса, а также правильности выполнения домашних заданий и расчетно-графических работ. В результате этого студент становится субъектом собственного развития, который не только усваивает содержание учебного материала, но и самостоятельно контролирует, оценивает и корректирует свою познавательную деятельность.
Пособие предоставляет возможность дифференцированного подхода в обучении. Аналитический метод заданий исходных условий задач и индивидуальных заданий позволяет обеспечить межпредметную связь с курсом высшей математики.
Научный уровень учебного пособия соответствует современному уровню начертательной геометрии и педагогической науки. В пособии органически сочетаются достижения в области начертательной, проективной, вычислительной, аналитической геометрий, а также теории кривых и поверхностей. Оно может быть использовано в научно-исследовательской работе студентов.
Пособием в течение двух лет пользовались студенты механико-машиностроитель-ного и вечерне-заочного факультетов. Социальный эффект от внедрения пособия заключается в создании более комфортных условий изучения дисциплины. Результаты сдачи экзаменов по начертательной геометрии подтверждают хорошее усвоение учебного материала.