Монография представляет собой научно-теоретическое издание, посвященное исследованию синтаксических категорий в свете современных представлений науки о языке. Когнитивное направление в современном синтаксисе позволяет вскрыть сложные взаимосвязи между мыслительно-понятийными категориями и конкретно-языковыми способами их выражения. Пришло понимание того, что грамматика опирается на знание мира и, следовательно, все грамматические категории, в том числе и синтаксические, имеют когнитивный статус. Задача лингвиста - «усмотреть за разнообразием форм именно разное видение ситуации» (Кубрякова 2004, 117).
В монографии представлены результаты исследований коллектива авторов по проблемам когнитивного синтаксиса. Рассматриваются общие и частные вопросы организации категорий предложения, специфика методов и приемов когнитивного анализа. Особое внимание уделено лингвокреативной деятельности говорящего и отражению этой деятельности в языковых формах.
В книге условно можно выделить два раздела: 1. Категоризация в синтаксисе и 2. Лингвокреативная природа синтаксиса.
Первый раздел открывает глава I О когнитивных категориях пропозитивного конституента предложения (автор - Л.М. Ковалева), в которой классические категории противопоставляются естественным, рассматриваются проблемы прототипических категорий, многозначности и «объективности», подход к осмыслению мира, отражающийся в формальной организации синтаксических единиц. Предлагается авторская трактовка категории каузальности.
В главе II Особенности когнитивной категории в синтаксисе (автор - Л.А. Фурс) рассматриваются особенности процессов категоризации в синтаксисе, связанные с многоаспектным характером категориальной основы предложения, анализируется целый ряд предложенческих категорий. Содержательное варьирование конструктивных типов предложений не является произвольным процессом, а управляется типом концепта. Тот или иной набор концептуальных характеристик, включаемых в когнитивную доминанту говорящего, представляет своего рода алгоритм конструирования определенного «положения дел» посредством синтаксиса. На этой основе выделяются категории событий («положения дел»), репрезентируемые различными конструкциями. Различные конструкции объединяются в категории средств репрезентации того или иного концепта. В результате достигается когнитивное моделирование сферы синтаксиса.
Глава III Определение категорий онтологического концепта (авторы - М.Я. Блох и В.А. Степаненко) посвящена общим вопросам языковой категоризации.
В главе IV Категоризация со-участия в свете теории фамильного сходства (авторы - Л.М. Ковалева, В.Ю. Кудашова) выделяется когнитивная категория «со-участие», обобщающая огромный опыт человечества в ситуациии со-существования людей в обществе себе подобных.
Современный подход к языку переместил центр исследований с вопроса об отношения между единицами внутри поля на проблему деления единицами языкового поля экстралингвистического пространства, что позволяет по-новому взглянуть на теорию семантического поля, развивавшегося в середине прошлого века Й. Триром и Л. Вайсгербером и экстраполировать ее принципиальные положения на предложение, которое вместе со словом является номинативной единицей. Этой проблеме посвящена глава V Сентенциональное поле как объект когнитивного исследования (автор - Л.М. Ковалева).
Второй раздел посвящен проблемам доступа через язык к сознанию и протекающим в нем процессам.
Глава VI К проблеме креативности в синтаксисе (автор - Е.Ф. Серебренникова) посвящена общим вопросам лингвокреативности. Речь идет о важности проблем, связанных с креативными возможностями и закономерностями речевой деятельности человека и креативными аспектами синтаксиса. Очерчивается один из важных аспектов проявления лингвокреативности, связанной с проблемами эвристичности речемыслительной и означивающей деятельности самого человека говорящего.
Высказывания «здесь и сейчас» неизбежно происходят в условиях не всегда достаточно полного, а иногда и ошибочного восприятия, что ведет к ошибкам в категоризации всей ситуации. В языках это отражается в специальных лексических и грамматических средствах, об этом речь идет в главе VII Ошибочные когниции сквозь призму модуса кажимости (автор - Т.И. Семенова). В высказываниях с модусом кажимости концептуализируется сложный опыт познания человеком реальности, включающий такие ошибочные когниции как ошибочное восприятие, иллюзорное восприятие, ошибочное мнение, впечатление, не соответствующее действительности, ошибочный способ переработки информации, способность познающего субъекта к самокоррекции.
Наблюдатель, как правило, категоризует не простые, а сложные ситуации, в результате чего в его сознании объединяются несколько ментальных пространств, а в языке появляются сложные гибридные образования - бленды. В терминах теории концептуальной интеграции этот процесс изучается в главе VIII Концептуальная интеграция в синтаксисе (на материале конструкций с глаголом see) (автор - Е.И. Муняева).
Глава IX Когнитивно-ориентированная интерпретация выбора и расположения языковых единиц в синонимических соотношениях (автор - В.М. Хантакова) посвящена исследованию возможности участия синонимов в процессе смыслопорождения текста/дискурса. За синонимическим соотношением языковых единиц (морфем, слов, конструкций, предложений) скрываются усилия человеческого сознания в поисках новых средств для более адекватного выражения мыслей и чувств.
Глава X Когнитивные основания аналитизма (на примере английских фразовых глаголов) (автор - С.Ю. Богданова) рассматривает аналитическую технику соединения носителей значений в языке и пространственную концептуализацию мира, закрепленных в английских фразовых глаголах.
Глава XI Ранняя генеративная лингвистика и эмпирическая методология (автор - Ф. Карлсон) анализирует доступные посредством корпусов текстов эмпирические данные, которые свидетельствуют об исключительной креативности как синтаксиса, так и других языковых уровней.
Общая структура и содержание монографии отражают стремление авторского коллектива представить различные аспекты, методы и приемы исследования средств и способов категоризации ситуаций действительности в языке в проекции на уровень предложения. Можно надеяться, что данное стремление найдет отклик среди специалистов в данной области и станет стимулом молодым исследователям для продолжения поисков. Монография будет полезна для специалистов по общему языкознанию, германским и романским языкам, интересующимся проблемами связи языка и сознания, а также студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам.