Учебно-методическое пособие «Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе», подготовленный Наумовой Т. А. на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предназначен для студентов филологических факультетов педагогических вузов. Является многоаспектным учебно-методическим изданием для профессиональной подготовки учителя литературы. Представляет собою систему нормативной учебно-методической документации, средств обучения и контроля; определяет цели, задачи, содержание и методы изучения студентами филологического факультета курса «Теория и методика обучения литературе».
Целями и задачами пособия является учебно-методическое обеспечение курса, определение содержания и технологий его изучения; обучение студентов наиболее характерным видам профессиональной деятельности; представление разнообразных методов и приемов, позволяющих самостоятельно определять технологии обучения литературе, овладевать аудиовизуальными технологиями, в том числе компьютерными, в преподавании литературы в школе. Материалы пособия помогут развитию творческих начал личности будущего учителя-словесника.
Автору наиболее значимой представляется подготовка будущего учителя-словесника к профессиональной деятельности; синтезирование полученных знаний и приобретённых умений и навыков; формирование у выпускников филологического факультета профессионально-педагогических компетенций; профессионализация филологического сознания студентов 3-4 курсов, оформление его в педагогическое содержание, владея которым, будущий словесник должен быть способен развивать личность ребенка, используя средства литературы.
Предметом курса «Теория и методика обучения литературе» является подготовка будущего учителя литературы. Учитывая специфику дисциплины, пособие системно рассматривает связи теории, методики и практики литературного образования. Лекционный курс построен таким образом, чтобы последовательное погружение в круг вопросов литературного образования стало теоретической базой для самостоятельной работы студентов на практических занятиях, посвященных обсуждению конкретных технологий и отдельных методик освоения предмета в школьной аудитории, индивидуальному и коллективному моделированию вероятностных учебных ситуаций, а также проектированию уроков литературы на определенную тему. Курс теории и методики обучения литературе помимо лекционных и практических занятий включает лабораторные занятия, коллоквиумы, различные формы текущего и итогового контроля. Для активизации самостоятельной творческой деятельности студентов автором разработана система индивидуальных заданий. Зачет и экзамен по теории и методике обучения предложен в интегративном варианте, состоящем из двух частей: теоретической, предполагающей рассмотрение двух теоретических вопросов технолого-стратегического характера, и практической, заключающейся в демонстрации материалов, подготовленных по индивидуальным заданиям.
«Теория и методика обучения литературе» трактуется как наука интегративная. Многообразны взаимосвязи теории и методики обучения литературе прежде всего с литературоведением, лингвистикой, теорией и методикой обучения русскому языку, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией, культурологией, философией, искусствоведением, историей, историей религий, в частности с историей и культурой Православия. Например, с позиций современной эстетики и литературоведения методика изучения литературы рассматривает художественное творчество в точности постижения мира, искусства, в частности литературы; имея в кругу своих задач воспитание духовно-нравственных ориентиров школьников, постоянно соприкасается с этикой; задачи курса в значительной степени определяются своеобразием общекультурной ситуации общества с опорой на исследования в области социологии, культурологии; философия дает возможность осмыслить новые подходы к преподаванию литературы: герменевтический, аксиологический, синергетический, культурологический.
Ключевыми проблемами теории и методики обучения литературе в пособии названы: проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира; взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы; проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы; углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся; проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, но и как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников; историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные; формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности; поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Актуализирует значимость такого издания его практическая направленность: интересен раздел «Организация текущего и промежуточного контроля знаний», где к каждой теме курса предложены контрольно-измерительные материалы по теории и методике обучения литературе, тесты, даны варианты контрольных работ с методическими указаниями по их выполнению (для студентов очной и заочной формы обучения). Вариант балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов, методические рекомендации преподавателю, ведущему курс, программа итоговой государственной аттестации студентов и многое другое поможет студенту в освоении дисциплины.
В помощь студентам, кроме основной и дополнительной литературы, названы ресурсы Internet, обучающие программы, предложен глоссарий; даны тематика курсовых, дипломных работ и рекомендации по их написанию.
Учебно-методическое издание ориентировано на создание у студентов чёткого представления о специфике литературы как учебного предмета и методике её преподавания в школе; на ознакомление с методическим наследием и инновационными технологиями; на обучение наиболее характерным видам профессиональной деятельности словесника; на формирование умений педагогического конструирования в процессе изучения литературы, связанных с планированием работы, подготовкой и проведением различных типов уроков, форм и видов внеклассной и внешкольной работы по литературе; на овладение на практике разнообразными методами и приемами, позволяющими самостоятельно определять технологию проведению урока и выстраивать определенную стратегию поведения; на знакомство с традиционными и альтернативными программами по литературе с целью актуализации творческих возможностей; на формирование (теоретическое и практическое) навыков педагогического общения на уроках литературы; овладение формами и методами преподавания, при которых достигалась бы главная цель современного школьного литературного образования - формирование гуманитарно развитой личности, способной к самоопределению в ситуации выбора, к конструктивному диалогу и сотрудничеству, а также на формирование грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и осознать нравственный потенциал русской литературы.