Для разработки систематики переподготовки к инновационной деятельности учителей-предметников в Республике Казахстан мы опирались на основное положение теории инноваций в обучении отдельной дисциплине (ТИООД) - явное проявление инновации в обучении отдельной дисциплине возможно только при разработке и формальном оформлении технологии обучения этой дисциплине. Это связано с современными тенденциями инновационных процессов в системе высшего и среднего образования Республики Казахстан, которые говорят о неуклонном стремлении к переходу на путь технологизации обучения. Технологизация обучения обеспечивает достижение целей обучения путем научно обоснованной постановки учебно-воспитательного процесса с оптимальными затратами сил, средств и времени обучающих и обучаемых.
Понятие технологии обучения мы определяем как технологический процесс обучения отдельной дисциплине в отличие от понятия технологии обучения как отдельного элемента учебно-воспитательного процесса, иногда встречающегося в литературе, например: технология разноуровнего обучения; технология коллективного взаимообучения; технология модульного обучения и др. Мы выделяем технологию обучения как реальный процесс и стандартную технологию обучения как модель этого процесса. Технология как реальный процесс обучения - это реализуемая на практике стандартная технология. Причем технология обучения как реальный процесс является предметом изучения методики обучения отдельной дисциплине, а стандартная технология - теории обучения этой дисциплине.
При определении структурных составляющих технологии обучения отдельной дисциплине мы исходим из следующего положения - до последнего времени считалось необходимым и достаточным условием достижения целей обучения однозначный ответ на три вопроса: «зачем учить?», «чему учить?», «как учить?». Однако современное состояние системы образования показывает, что ответов только на эти вопросы уже недостаточно.
Появление новых форм и средств обучения, изменение статуса обучаемого - его превращение в субъект обучения приводит к серьезной трансформации сакраментальных вопросов дидактики, теории и методики обучения отдельным дисциплинам. Круг задач современной дидактики определяется ответами скорее на шесть вопросов: «зачем учить и учиться?»; «чему учить? и чему научиться?»; «как учить?»; «как научиться?»; «как проверить, чему научил и научился?»; «как организовать учение и обучение?». На каждый из этих вопросов отвечают структурные компоненты технологии обучения: модель целей, которых необходимо достичь в результате обучения; модель содержания обучения; модель методики обучения, построенной на принципах, заложенных в данную технологию обучения; модель методики организации индивидуальной учебной деятельности обучаемого (ИУДО); модель контроля за ИУДО, который позволяет устанавливать уровень сформированности необходимых понятий, представлений, умений и навыков в результате изучения отдельной дисциплины на каждом конкретном этапе; модель формы обучения.
Согласно основному положению ТИООД и приведенному выше определению технологии обучения отдельной дисциплине инновации в обучении можно классифицировать по инновационным изменениям отдельных элементов технологии обучения: изменение целей обучения - целевыми инновациями; содержания обучения - содержательными инновациями; методики обучения - методическими инновациями; методики контроля - инновациями в контроле обучения; методики организации индивидуальной учебной деятельности и формы обучения - организационными инновациями. В связи с этим процесс переподготовки к инновационной деятельности учителей-предметников должен включать ознакомление и овладение методиками указанных типов инноваций.
Кроме того, еще одно из основных положений ТИООД - возникновение инноваций в системе обучения отдельной дисциплине по вертикали обеспечивается не только вектором сверху-вниз - новый ГОСО ® новый учебник ® новая технология обучения, но и векторами снизу-вверх - появлением новых технологий обучения отдельной дисциплине, созданием на их основе новых учебников, учетом инноваций на этих уровнях в разработке новых ГОСО - говорит о том, что учитель-предметник должен овладеть методиками инноваций на всех уровнях системы обучения отдельной дисциплине, знакомство и овладение которыми также должно быть включено в систему переподготовки к инновационной деятельности учителей-предметников.
Таким образом мы предлагаем новую систематику переподготовки учителей-предметников к инновационной деятельности на основе разработанной нами теории инноваций в обучении отдельной дисциплине.