В современных социокультурных условиях развития российского общества мы наблюдаем кризис, который привел к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, с разрушительными по своим последствиям разрывом между знанием и сложившимися историко-культурными традициями. Самым неблагоприятным образом этот разрыв наблюдается в системе образования.
В недавнем прошлом (да и сейчас) отечественная система образования сосредоточена в основном на обучении, а не на воспитании. В настоящее время педагогами признается необходимость создания в школе воспитательной системы по духовно-нравственному обогащению учащихся. Однако (как показывает история педагогики) искусственно изобрести, создать эту систему невозможно. Она складывается в обществе веками и проявляется в традициях и обычаях жизни. Поэтому построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми (Л.П. Гладких).
Судя по материалам периодической печати, международных Рождественских чтений и других конференций, посвященных вопросам воспитания, многие видные деятели образования связывают возрождение Отечества и отечественной системы образования с возрождением Православия. В настоящий момент все большее число педагогов прибегает к сотрудничеству с Церковью, используя в своей работе опыт православной педагогики. Для активизации работы в области духовно-нравственного воспитания создаются новые православные учреждения, вводятся предметы, транслирующие ценности православной культуры, идет активная работа с учреждениями дополнительного образования.
Мы выделяем несколько направлений, в которых, по нашему мнению необходима работа, для создания эффективной и качественной системы православного воспитания в современных условиях:
- обобщение опыта воспитательной работы в современных православных учебных учреждениях (гимназии, духовные семинарии, академии), который не получил научного обобщения, а так же не были исследованы возможность и эффективность проведения такой воспитательной работы в условиях общеобразовательных учреждений;
- обращение к деятельности религиозных образовательных учреждений в странах Европы также является недостаточно изученной в отечественной педагогике, а в современных условиях интеграции систем образования такие знания необходимы;
- подготовка методического обеспечения существующих моделей духовно-нравственного воспитания;
- обобщение и систематизация опыта педагогов ХIХ - начала ХХ вв. на предмет того, насколько они являются уместными и педагогически оправданными в современных социально-экономических и культурных условиях;
- подготовка педагогических кадров, отвечающих условиям, в которых будет осуществляться православное воспитание сегодня: высокий уровень педагогического профессионализма и обширные (академические) религиоведческие знания.
Особо подчеркнем, что Церковь, а так же православные педагоги, работая с детьми и молодежью, опираясь на свои средства и методы воспитания, должна учитывать не только современные тенденции, но и активно использовать опыт мировой и отечественной педагогики.
Другой важный аспект в развитии православной педагогики - это ее практическая направленность и активная позиция учащихся и педагогов.
Православная педагогика должна использовать активные и разнообразные формы организации образовательно-воспитательной работы, такие как: организация экскурсий по храмам и музеям; паломнические поездки по святым местам России; организация и проведение православных праздников; организация творческо-художественной деятельности детей на основе художественной культуры России (музыкальные занятия, художественные кружки, создание школьной газеты, создание виртуальных проектов); участие в благотворительных и социальных акциях; организация летнего православного лагеря. Все эти формы организации педагогического процесса органично дополняют друг друга, затрагивая различные аспекты деятельности учащихся, стимулируя их к определенной деятельности, таким образом, помогая каждому учащемуся проявить оптимально определенные качества, что ведет к ситуации успеха для каждого учащегося.
Таким образом, православная педагогика должна стремиться к оптимизации и актуализации воспитательного процесса, используя для этого все доступные средства, методы и формы, и создавая оптимальные условия для учебно-воспитательной деятельности, не отступая при этом от основополагающих принципов педагогики.