Становление экологической культуры у будущего специалиста требует комплексного подхода и включает в себя создание условий для развития мотивационной, эмоционально-чувственной, познавательной сфер. Все эти области человеческой индивидуальности должны раскрываться через механизмы саморазвитии и самоактуализации, которые осуществляются при переходе к активизирующим, развивающим способам организации учебного процесса. Инновационные процессы в образовании связаны с использованием новых, способствующих совершенствованию методов обучения.
Одним из таких инновационных педагогических приемов на занятиях со студентами вузов 1-го курса может быть проведение игр по экологии. Наибольшую актуальность получили игры на темы: «Экологический суд», «Построение экологически чистого дома», «Организация работы экологически чистого предприятия».
Основные цели игры: повышение интереса к экологическим проблемам, определение своего вклада в дело сохранения природы, формирование гражданской позиции; развитие системного мышления, необходимого для понимания глобальных взаимосвязей между различными аспектами человеческой деятельности и изменениями, происходящими на земле.
Такая форма проведения занятий позволяет решить следующие задачи:
- Повышение уровня знаний в области изменения окружающей среды;
- Привлечение студентов к обсуждению вопроса бережного отношения к природе;
- Повышение мотивации к обучению;
- Развитие навыков дискуссии и умения отстаивать свою точку зрения.
Докладчики выбираются заранее на основании собственного желания. Игра проводится непосредственно преподавателем, который предварительно знакомит студентов с ее сценарием, раздает домашние задания - роли каждому участнику игры. Преподаватель почти не вмешивается в ход игры, помогает соблюдать основной сценарий и поддерживает дисциплину.
Практика показала, что проведение занятий в виде игры повышает активность студентов, ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.