Остро стоящая проблематика повышения качества усвоения, широкого и глубокого позиционирования и практического применения ЗУНов студентов указывает на необходимость более активного применения логистико-ориентированных методов обучения, без которых невозможно воспитать самостоятельность, ответственность, стремление к совершенству, и, что особенно важно - командный дух. Именно ощущение значимости роли и места молодого специалиста в системе организации является той производной от профессиональной устойчивости в рыночных отношениях хозяйствования, которая формирует основу его гражданской позиции.
К сожалению, практика показывает, что наряду с выполнением прекрасных индивидуальных творческих работ, студенты испытывают серьезные трудности в процессе профессионального делового общения и работе в команде. Слишком часто в погоне за баллами студенты забывают о вечных ценностях, чувстве солидарности, социальной ответственности за тех и за то, кто и что их окружает. В рамках менеджмента решению этой проблемы способствует применение логистической технологии проведения экскурсионных занятий по теме «Выставочно-ярмарочная деятельность субъектов рынка», архитектура которой состоит из следующих элементов: ► установление долговременных деловых контактов ведущего преподавателя с организаторами проведения выставок-ярмарок (постановка учебных целей, задач, определение функций, информационная и морально-психологическая поддержка студентов менеджерами выставки, выбор системы мониторинга их работы в выставочных залах); ► теоретическая подготовка студентов по заданной тематике с последующим устным/тестовым опросом и дифференцированной оценкой (формулировка цели, плана, порядка изучения темы; просмотр учебного фильма, наглядных материалов: фотографий, статистических данных о работе выставок-ярмарок в России и за рубежом, демонстрационных пакетов участников выставок, а также предоставление списка рекомендуемой литературы и источников); ► информационная и организационно-техническая составляющая экскурсии (утверждение состава команд по 3 человека, с распределением функций и максимальной ориентацией на деловые, коммуникативные качества; предоставление методических ролевых инструкций); ► моделирование процесса делового общения с представителями фирм-участников выставки (игровое апробирование фрагментов и выборочная экспериментальная проверка хода делового общения; проведение тренинга «Деловой этикет, культура речи и технологии предупреждения конфликтов в процессе делового общения», - т.е. уточнение степени исполнимости, полноты, качества, информированности запроектированного процесса общения, а также сложности для студентов и оптимизации степени их загрузки в команде); ► составление группового отчета по результатам посещения выставки-ярмарки с обязательным приложением, включающем демонстрационные материалы фирм (вид отчета - письменная работа, оформленная в соответствии с требованиями кафедры заранее выбранным редсоветом группы (2 человека), и включающая итоговую коллективную оценку качества организации и проведения выставки-ярмарки фирмой-организатором); ► итоговая (публичная) оценка ведущего преподавателя по результатам работы каждой отдельной команды (оценивается степень выполнения цели и задач; коллективно выявляются и анализируются ошибки, недостатки, упущения в стратегии и тактике делового общения; проверяется качество отчета и рациональность подборки демонстрационного материала описываемых фирм).
Следует подчеркнуть, что логистический подход к организации и проведению подобного рода внеаудиторных мероприятий подчеркивает сложность и двойственную природу роли ведущего преподавателя. С одной стороны, он должен добиваться четко поставленной цели, в соответствии с заданными параметрами, высокого уровня интеграции между студентами в рамках конкретной логистической операции, а с другой - выявить предпосылки и создать атмосферу поискового, креативного, самостоятельного, профессионального подхода студентов к процессу делового общения и оптимальному решению управленческих задач, которые часто трансформируются в деловое сотрудничество. И это особенно важно для молодого специалиста с т.з трудоустройства, его удовлетворенности в собственных знаниях, умениях как профессионального, так и психологического характера, и с т.з. расширения эго экономического кругозора, «эвристического мышления», повышения культурного уровня. В свою очередь для фирмы-участника выставки, - студент-собеседник, заинтересованный в получении максимума информации, необходимой для написания отчета, - «нестандартный, бесплатный, носитель рекламы», о значении которой в условиях рынка вообще говорить не приходится.
Таким образом, логистизация методик активных методов обучения в ИРБиС позволяет сформировать устойчивый и долговременный интерес к учебе, овладению избранной специальностью, признать квалификацию, как фактор, обеспечивающий высокую зарплату, возможность продвижения по иерархической лестнице и положительный имидж, как в отдельной компании, так и обществе в целом.