Статья посвящена актуальным проблемам корректировки образовательных программ и учебных планов учреждений дополнительного образования с целью их включения в единую систему профориентации учащихся. С 2004 года совместные проекты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (кафедра «Городского строительства») и студии «Архитектурного моделирования» (ДДТ «Измайловский») осуществляются в рамках работы над проблемами интеграции вузовских программ в педагогическую практику студии с целью создания единой методической и педагогической структуры, обеспечивающей учащимся возможности непрерывного образовательного процесса.
Вопросы модернизации системы дополнительного образования в настоящее время становятся неотъемлемой частью системных преобразований в области профессионального образования. Причиной этому служат и необходимые изменения в структуре учебных планов ВУЗов в связи с переходом на стандарты Болонского процесса, и современные вызовы к образовательным стандартам вообще, подразумевающие высокую мобильность выпускников, их готовность к принятию нестандартных решений. То есть некоторая «стандартизация» образовательного процесса с одной стороны, неизбежно ведущая к устранению некоторых профессиональных различий для смежных специальностей и возрастающие требования к интеллектуальной «гибкости», исследовательскому потенциалу будущих инженеров и архитекторов - с другой. На фоне этих реалий становится неизбежным обращение к другим образовательным учреждениям помимо ВУЗов, включение в систему формирования профессиональных взглядов других учебных заведений (школ, художественных школ, учреждений дополнительного образования) так как они с успехом могут служить начальной ступенью для формирования профессиональных навыков и морально-этических принципов, необходимых для архитектора и градостроителя будущего.
Для реализации этих возможностей были изучены образовательные программы учреждений дополнительного образования по научно-технической направленности. Результаты анализа показали, что в основе «усредненной» образовательной программы лежит выполнение ряда мероприятий и определение конечного результата работы путем выявления появившихся умений и знаний учащегося. В программе не излагаются основы применяемой диагностики - схожесть структуры всех образовательных программ учебного заведения, видимо, предполагает совершенно идентичные способы проверки исходных данных у учащегося и данных после прохождения курса. Однако между программами разных учебных направлений и предметов отсутствует связанность. Структура программы не позволяет (или не предполагает) учитывать специфику других предметов, что ведет к отрыву программы от поля реального образования учащегося и не может помочь в формировании представления учащегося о месте осваиваемых знаний в общей структуре знаний и компетенций. Таким образом, мы можем сформировать следующие выводы:
- программы включают в себя слишком продолжительные курсы обучения. Внутри каждого курса недостаточно динамично меняются применяемые технологии обучения. В результате большинство детей не проходят весь курс обучения, уставая от предмета через 1.5-2.5 года и переходя в другую студию
- нет никакой связи у программ между собой и с учреждениями другого уровня образования - только 15% педагогов подтвердили, что имеют представление о программе по школьному аналогу своего предмета, не более 5% используют эти данные при составлении своих программ
- отсутствие устойчивых связей между программами не дает возможности гибко сочетать и использовать результаты работы других студий и кружков - например при организации праздников или совместных проектов.
Все это позволяет разработать рабочую гипотезу о корректировке образовательных программ с целью устранения всех проблемных точек и максимального расширения возможностей программы. Прежде всего, необходимо проанализировать те требования, которые возникают исходя из полученных результатов. Суммарно требования к образовательным программам состоят из:
- постоянных, неизменных компонентов: принцип доступности и последовательности; принцип наглядности; принцип связи теории с практикой;
- из требований, возникающих в современных условиях образования: принцип индивидуализации программы; учёт возрастных особенностей детей; принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
- из требований, продиктованных необходимостью развивать и поощрять исследовательский потенциал учащегося: принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях); принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок); принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
Таким образом, краткий анализ всех внешних и внутренних вызов, возникающих для образовательной программы, позволяет сформулировать несколько практических и теоретических принципов корректировки образовательной программы:
- принцип «подвижности цели» - предполагает формирование разных целей и задач для курсов разного значения, даже внутри одного преподаваемого предмета
- принцип «контроля горизонтальных и вертикальных образовательных связей» - предполагает контакт с образовательными программами других учебных заведений и внутри одного учебного заведения
- принцип построения «индивидуальных задач» - может быть реализован с помощью использования метода проектов (в архитектурном и градостроительном образовании).
Предлагаемая методика корректировки программ проходит в настоящее время свою апробацию в образовательных учреждениях. Для ее полноценного развития и внедрения потребуются продолжительные педагогические эксперименты и поиски оптимально устойчивых моделей образовательного взаимодействия. Однако уже сейчас можно делать выводы о востребованности такой корректировки и ее актуальности. Интеграция программ ВУЗовского образования в систему дополнительного образования позволит повысить компетентность и конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда, качество их работы в будущем. Причем важна здесь не только профориентация учащихся - первые годы существования совместной программы показали, что обучение на основе ВУЗовских исследовательских программ значительно улучшает социализацию учащихся, их интеллектуальный и творческий уровень, то есть создает прекрасную основу для их дальнейшего всестороннего развития.
Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта №3.1.2/6023 на базе Управления научной и исследовательской работы Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.