Одним из приоритетных направлений реформирования общего среднего образования является профильное обучение, которое призвано обеспечить индивидуальный подход в соответствии со способностями, потенциальными задатками учащихся. Большую роль в реализации субъектной позиции и получение опыта учащихся в будущей профессиональной деятельности играет Межшкольный учебный комбинат.
Межшкольный учебный комбинат является разноплановым образовательным учреждением, реализующим образовательные программы для учащихся по различным профильным направлениям (от кондитерского до современных информационных технологий), ориентированный как на работу с учащимися, так и на взаимодействие с их родителями. Такое образовательное учреждение фактически является одним из ресурсных центров по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Вся деятельность Межшкольного учебного комбината подчинена главной цели, которой является учебная и профессиональная подготовка, профессиональная ориентация и самоопределение учащихся, формирование профессиональной культуры молодежи.
Исследования показывают, что более 42% учащихся прошедших подготовку в системе профильного обучения поступают в вузы на бюджетные места, по сравнению с 12% школьников из универсальных классов. Уровень адаптированности и здоровья к учебным нагрузкам на первых курсах обучения в высшем учебном заведении более высок у студентов ранее обучающихся в профильных классах. Успеваемость учащихся профильных классов повышается, несмотря на увеличение учебной нагрузки, кроме этого формируется мотивация к учебной деятельности, а также серьёзное, ответственное отношение к учёбе и собственному будущему.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная со старшего подросткового возраста в системе образования должны быть, созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейшего жизненного, профессионального и личного самоопределения. Основная идея профильного обучения в системе МУК состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и успешным.
При этом, не менее важной остается проблема психодиагностики и психокоррекции специальных способностей и их взаимосвязь с основными видами личностной готовности - это интеллектуальной готовности, волевой готовности и эмоциональной готовности. Разработка средств и методов специфических компонентов данных видов готовности во взаимосвязи со специальными способностями к профессиям естественнонаучного, гуманитарного, технического профилей, необходимо как для создания теории, так и для практических целей - контроля и коррекции профильной компетентностью, прогнозирования, оценки в решении задач профотбора, профессионального и личностного самоопределения, специальной психологической подготовки, обеспечения эффективности, успешности учебной деятельности и психического здоровья.
Существуют и негативные тенденции при реализации профильного обучения. Когда выбор профиля оставляют за самим учащимся, его предпочтения формируются не на основе анализа реальных способностей и склонностей, а определяются такими факторами, как мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, степень удаленности высших учебных заведений и т.п. до настоящего времени остаются нерешенными вопросы, касающиеся проблемы ранней профилизации: критерии отбора и распределения учеников по классам определенного профиля, методическое обеспечение и психологическое сопровождение развития личности в процессе профильного обучения. Указанные негативные тенденции не способствуют личностному развитию учащихся, сужают возможности их дальнейшей самореализации и тем самым приводят к девальвации идеи профильного обучения. Преодоление негативных тенденций возможно при реализации профильного обучения в рамках личностно развивающей парадигмы образования.
Необходимо создание определенных условий для профилизации образовательного пространства, что предполагает изменение в содержании и формах педагогической деятельности участников педагогических коллективов образовательных учреждений. Во-первых, необходимо деятельностное освоение педагогом гуманистической парадигмы, перестройка логики преподавания предмета со сциентистской (предметноцентристской) на детоцентристскую, исходящую из потребностей и возможностей учащихся. Во-вторых, важным остается освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение (проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика).