Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

Улучшение, как стратегическая цель организации, - систематическая деятельность, направленная на постоянное улучшение результативности и эффективности процессов, реализуемых в системе менеджмента качества, а также повышение удовлетворенности потребителей.

Деятельность в рамках процедуры улучшения, как совокупности взаимосвязанных действий, предполагает: вовлечение работников вуза в активный поиск возможностей улучшения; оценку результативности и эффективности существующих процессов, тенденций их развития; выявление проблем процесса и постановку задач по улучшению; определение первопричины проблем; исследование альтернативных решений и выбор оптимального решения по устранению проблем; внедрение нового решения; оценку результативности и эффективности процесса после завершения действий по улучшению.

Целью процедуры улучшения является постоянное улучшение результативности и эффективности процессов, реализуемых в высшем учебном заведении в системе менеджмента качества, а также повышение удовлетворенности потребителей. Постоянное улучшение процессов должно обеспечивать совершенствование деятельности вуза и обеспечение выгоды ее заинтересованным сторонам.

В процессе улучшения решаются следующие задачи:

  • формирование в вузе обстановки, способствующей вовлечению работников в активный поиск возможностей улучшения;
  • оценка результативности и эффективности процессов жизненного цикла на основе анализа данных, полученных при измерении и мониторинге;
  • выявление проблем процесса, их первопричин и формулирование задач по улучшению;
  • выработка оптимального решения, устраняющего первопричину проблемы и предотвращающего ее повторное появление;
  • внедрение нового решения в процесс жизненного цикла;
  • оценка результативности и эффективности процесса после завершения действий по улучшению.

Улучшение может осуществляться в форме постепенной продолжающейся деятельности, неотъемлемой от существующих процессов и реализующейся в их рамках, а также в форме проектов прорыва, предусматривающих кардинальный пересмотр существующих или внедрение новых процессов.

Входные данные, поддерживающие улучшение, извлекаются из информации, полученной при анализе: данных по результатам процессов, данных самооценки, результатов внутренних аудитов, установленных требований и обратной связи от заинтересованных сторон, опыта работников вуза.

Работа по созданию в организации обстановки, обеспечивающей заинтересованность сотрудников в улучшении, включает: постановку соответствующих целей перед сотрудниками, доведение до сотрудников результатов сравнения деятельности конкретного вуза с достижениями конкурентов и лучшей практикой, признание и вознаграждение сотрудников за достижение улучшений, обеспечение гласности и наглядности предложений по улучшению, своевременное реагирование руководства на них, повышение знаний, опыта и навыков сотрудников.

Анализ данных проводится с целью оценки деятельности вуза в сравнении с планами, установленными целями и задачами. Анализ данных предусматривает определение областей для улучшения и является основой для принятия решения о начале действий по улучшению. Источниками данных для анализа являются: данные измерений и мониторинга процессов, результаты внутреннего аудита, данные самооценки, предложения сотрудников, сделанные на основании собственного опыта работы, данные по удовлетворенности потребителей, возможные внешние воздействия.

В Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) с целью обеспечения образовательного процесса требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и повышения его эффективности, на основе вышеизложенных принципов разработана рабочая инструкция и апробируется документированная процедура по улучшению.

Результативное действие системы менеджмента качества вуза предусматривает эффективную организацию самостоятельной работы студентов и системы рейтинговой оценки их знаний. Управление самостоятельной работой студентов является составной частью ряда документированных процедур системы менеджмента качества: управление студентами, не освоившими образовательную программу; корректирующие действия; предупреждающие действия, улучшение. На физико-технологическом факультете СамГТУ отработана система рейтинговой оценки знаний , позволяющая оперативно получать данные мониторинга успеваемости студентов, необходимые для реализации улучшения образовательного процесса в университете.