Образование - творческий процесс. Но творчество в данном случае корректно определить не как «создание», а как «воссоздание», поскольку во всех приведенных поясняющий конструкциях зримо или незримо присутствует представление о некоей эталонной мере, образце, на который ориентирован процесс созидания. Так, например, образование связано с понятием «обстрогать», но не с понятием «строгать». Различие заключается в руководящей силе, диктующей момент остановки, границы, на которой начинает в этом скульптурном процессе произойдет проявление той формы, которую можно будет считать законченной, «должной», «совершенной» («завершенной»). Предполагается, что внутри строгаемой материи присутствует некая эталонная форма, которую образование должно очистить, обнажить, обнаружить. Обращает на себя внимание такое определение образования, как «поселить в ком образ чего». Образование поселяет внутри человека что-то живое, населяет человека изнутри. Синтез с предыдущими определениями позволяет заключить, что обнаружение внутреннего сущностного предела есть оживление человека. Примечательно, что с понятием «образ» также связана эстетическая сторона образования («улучшение»), позволяющая заключить, что действие образования родственно созданию чего-то прекрасного. Явление наличествующего образа - условие возникновения Прекрасного. Безобразным же именуется именно предмет без образа.
Само понятие «образ», которое является ядром, корнем слова «образование», этимологически раскрывается состоящим из двух частей - «об-» и «-раз». Часть «-раз» восходить к глаголу «разить», «поражать», «резать». Приставка «об-» традиционно употребляется для выражения направленности действия, указанного в корне слова, на определенный объект. В результате соединения рождается действие, аналогичное выкраиванию - обрезать, обделать. Граница, которую создает обрезание/образование, аналогична лекалам, по которым выкраивается, изготовляется какая-либо вещь. Тем самым, новый этап этимологического анализа понятия «образование» дает дополнительное подтверждение единственной внутренней логики возникновения этого понятия - как фиксирующего процесс и результат выкристаллизовывания стержня, границы, проявляющей сущность образовываемого объекта.
Именно освобождение человека от сковывающих внешних оболочек и выход к скрытой ранее сути является объяснением для существования таких определений образования, как «преобразовать» и «пересоздать». Переплавка материи, ее трансформация представляют собой действия по пересозданию человека в его «улучшенном», измененном виде и означают перерождение человека, рождение его личности.
Руководящая сила, придающая как смысл, так и потенциальный предел образовательному процессу, момент его будущей, идеальной законченности, также в свернутом виде присутствует в самом понятии «образование». Образ - это инструмент образования, своего рода «обрез», «резец». Идеальная направляющая сила, знающая границы своей явленности, - это сила образца, эталона, творящего объект по своему образу и подобию. Образование - созидание образом, который есть прообраз образовательного результата и эталонный образец для организации процесса образования.
Идеал входит в человека, становится идеальной схемой действия и в дальнейшем экстраполируется на сферу реальной практики человека. Такова схема образовательной практики европейского средневековья. В этом контексте идеал оказывается необходимым базовым компонентом успешного функционирования образовательного механизма. Средневековая христианская образовательная система с наибольшей наглядностью проявляет общие закономерности любого образовательного процесса, вне зависимости от конфессиональной, исторической, национальной определенности.
Один из главнейших тезисов, рождающихся из анализа образовательного опыта человечества: образование - это идеалообразование.
Присутствует ли идеал в современной образовательной практике? Отвечая на этот вопрос, можно предположить, что таковым является профессионал как результат подготовки по выбранному студентом профилю - «математик», «искусствовед», «специалист по связям с общественностью» и т.д. Но эта фигура, этот образ не может быть назван полноценным эталоном образовательных ситуаций, поскольку не присутствует в них, устранен и отнесен в будущее. Идеал же не только присутствует, выступая манящей целью, путеводной звездой, но и содержит в себе схему действия по преображению - приближению к идеалу. В контексте освобождения высшего образования от плена профессии, идеалом становится Человек Образованный.
При этом важно понимать, что идеал не может в полной мере быть отождествлен с какой бы то ни было «фигурой», закреплен за конкретным или абстрактным лицом. Идеал, образец, на который ориентирован весь образовательный процесс, всегда шире человеческого воплощения. Та область, в которой образец реально может присутствовать в практике каждого - это сфера операционного разворачивания идеала. Идеал - это, прежде всего, схема действия.
Процессуальное качество образа реализуется через те схемы действия, которыми партнеры взаимоотношения полагают себя друг в друга. Образ есть снятое бытие объектной и субъектной составляющих (операционное содержание этого бытия). Операционное взаимоснятие свойств субъектов в процессе их взаимоотношения является самодостаточным и творящим основанием образа, его конкретной субстанцией, творцом и носителем.
Операционное качество - суть образа. Синтезируя этот тезис с выводами относительно стержневой функции образа в образовании, можно заключить, что освоение операций по формированию образа отношения человека и мира - это основа образовательной программы. Согласно своей внутренней сущности, образование - это кристаллизация тех операций жизненной практики человека, которые выявляют сущность его взаимодействия с миром.
Образование Человека раскрывает его самого, что одновременно означает открытие в нем способности к совершению эталонных схем действия. Эталонные схемы действия организуют мироотношение. Человек может в большей или в меньшей степени приближаться к эталону в своей жизненной активности, но познание эталонных операций является одной из главных целей и ценностей образования. Операции эталонного соотнесения своего субъектного качества с субъектным качеством мира - основной объект любой образовательной ситуации.
Cближение эталонной цели образования как культурного феномена, призванного к созиданию Человека, и ориентиров деятельности образовательных институтов, наиболее перспективно проводить в условиях реализации концепции образования как идеалообразования. Результаты исследования как содержания самой сути образования, так и внутренних потребностей возраста субъекта высшего образования, демонстрируют, что идеальное проектирование - приоритетная область всестороннего развития личности.