Рынок стоматологических услуг функционирует и развивается в соответствии с тенденциями изменения стоматологических потребностей населения. Его важнейшей особенностью является интенсивный рост в сфере предоставления стоматологических услуг негосударственными лечебными учреждениями, а также коммерциализация государственных клиник. Особенностью современного этапа является усиление конкуренции, формирование сетевых форм бизнеса, попытка общественного регулирования бизнеса на рынке стоматологических услуг. Современный научно-технический прогресс в стоматологии предлагает большое разнообразие стоматологических инноваций, каждая из которых имеет различную степень востребованности потребителем.
Проведенные маркетинговые исследования менеджмента частных стоматологических клиник, выявили наиболее приоритетную проблему эффективного бизнеса, она заключается в отсутствии четко выраженной целевой направленности на результат - достижение конкурентоспособности при минимальных затратах.
Инновационная потребительская концепция требует принятия за основу создания и распространения инноваций всех видов - инновационные ожидания потребителей, - пациентов клиники. Инновационные ожидания потребителей на наш взгляд подразделяются на два вида: инновационные ожидания по модернизации действующего ассортимента и инновационные ожидания совершенно новых услуг, необходимых пациенту, но отсутствующих в ассортименте. Предполагается, что знание и учет инновационных запросов потребителей обеспечит конкурентные преимущества, достаточные для достижения конкурентоспособности на достаточном уровне. Потребность в интенсификации развития рынка стоматологических услуг с целью увеличения их доступности для населения предъявляет к инновациям свои, специфические требования, которые заключаются в повышении их коммерческой эффективности и конкурентоспособности.
Разработанная методика анализа конкурентоспособности стоматологических услуг на основе инновационной потребительской концепции, позволила преобразовать информационную модель стоматологической услуги в количественную оценку ее качества с последующим сравнительным анализом конкурентных соотношений «цена-качество» стоматологических клиник, осуществляющих деятельность на одном и том же сегменте. Методика заключается в агрегированной оценке качества стоматологической услуги на основе нормы потребительной стоимости. Данный показатель отражает усредненный потребительский эффект стоматологической услуги на том или ином сегменте рынка.
Особенностью предложенной методики является возможность комплексного учета разнородных потребительских характеристик, допускающих измерение своего уровня в количественной, качественной (лингвистической) или промежуточной (балльной, ранговой) шкале. Для интерпретации численных значений нормы потребительной стоимости целесообразно использовать аналитические функции качества. Наиболее распространенной функцией качества является функция Харрингтона. В некоторых случаях предпочтительнее использовать логистические (S-кривые) функции качества. Важнейшим предположением при выборе таких функций принимается невозможность для потребителей достоверного различения качества товаров и услуг при краевых значениях потребительских свойств.
Проведенное исследование выявило реальные акценты и приоритеты стоматологической практики в современных условиях, которые заключаются в пренебрежении экономическими и маркетинговыми компонентами предпринимательской деятельности стоматологических клиник, недостаточную экономико-управленческую компетентность руководителей, приводящую к преждевременному неоправданному прекращению бизнеса и, соответственно, сокращению совокупного предложения на рынке стоматологических услуг.
Практическая реализация разработанной методики на примере ряда стоматологических клиник города Москвы, находящихся в жестких конкурентных отношениях, позволило базовой клинике, заинтересованной в разработке эффективных конкурентных стратегий, внести ключевые изменения в свойства стоматологических услуг и добиться конкурент-ных преимуществ при относительно небольших расходах на инновации.