Перспективы науки определяются преемственностью знаний, умений, навыков и конструктивных исследовательских традиций, что и воспроизводит научная школа. Научная школа - это не административная структура, а неформальный коллектив, который играет особую роль в формирования тенденций и ценностей гражданского общества. Исключить значимость научной школы для цивилизационного развития общества - значит запустить механизм начетничества и профессионального невежества в управлении страной, и взрастить массовое потребительское, не созидательное, отношение к народному хозяйству со стороны населения.
Важно четко разграничить экономическую теорию и массовое, типичное экономическое мышление, определяющее поведение масс, а также подготовку и принятие важнейших решений.
В первом случае - это теоретические основы науки, анализ изучаемых закономерностей, фундаментальные методологические принципы и подходы. Здесь речь идет не о массовом экономическом мышлении, а о содержательной части самой науки.
Во втором случае экономическое мышление понимается как массовое и широко распространенное, внедряемое в общественное сознание через систему образования и средства массовой информации. Именно оно определяет, как правило, поведение государственных и политических деятелей, влияет на подготовку и принятие как стратегических, так и тактических решений.
Массовое экономическое мышление в значительной степени построено на механических, примитивных и далеко непрофессиональных попытках навязать России некие потребительские стереотипы жизни, списанной с чужого опыта. Анализ истории российской экономической мысли показал, что уровень разработки теоретических проблем (таких, как роль государства в регулировании экономики, статистика, теория государственных финансов, вопрос собственности на землю, развитие кооперации) в конце XIX - начале XX веков был существенно выше, чем, к сожалению, в настоящее время.
Сейчас же, при нынешнем уровне экономического мышления, пытаются вырвать отдельный элемент системы, например, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство хотят переложить на население, сохраняя ту же самую низкую зарплату. Совершенно забыт и другой принципиальный вывод, хорошо известный в мировой и отечественной науке, что главным тормозом научно-технического прогресса является низкая заработная плата. Но эффект от научно-технического прогресса определяется тем, какая доля зарплаты при этом экономится. Если же зарплата мизерная и низкая, то лучше применять не технику, а живой труд. Именно это и происходит сегодня.
На повестку дня встал вопрос о глобализации. Это один из самых серьезных вызовов, с которыми столкнулся весь мир. Одна из наиболее опасных тенденций глобализации - огромное, массированное и хорошо оплачиваемое давление на массовое общественное сознание, попытка навязать некую обязательную «общемировую» концепцию представлений о будущем развитии, о делении мира на богатых и бедных и т.д. Это одна из самых больших угроз, когда люди, владеющие информационными средствами и финансовыми ресурсами, могут диктовать другим людям определенную позицию.
Любым делом надо заниматься профессионально. Неслучайно в России, к сожалению, реформы длительное время проводятся на основе «сомнительного профессионализма», отсюда и их результат - сиюминутная статистическая отчетность без каких-либо ясных перспектив.
Социально-экономическое развитие невозможно без научно-исследовательской составляющей. Однако экспертные выкладки учёных говорят о том, что: а) в России чиновники не слушают экспертное сообщество в силу сложившейся системы, а экспертное сообщество, в свою очередь, не всегда даёт компетентные рекомендации; б) есть риск, что эффективного взаимодействия представителей власти и учёных так и не состоится; в) в таком случае под вопросом оказывается безопасность страны.
Как следует из аналитических материалов Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Отделения общественных наук РАН, сравнительный анализ государственных расходов на научные исследования в России и развитых странах показывает, что Россия уже в 2007 году занимала последнюю строчку во всех мировых сравнительных таблицах. Вместе с тем, не только наука нуждается в государстве, но, прежде всего, государство нуждается в науке. Реформы, проведённые в нашей стране без научной основы, по подсчётам Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, унесли жизни 28 миллионов человек.
Помимо получения профессиональных знаний, в высшей школе России необходимо озаботиться осознанием своей истории, воспитанием гордости за прошлое страны, что возможно с помощью научной школы. Именно российские ученые, выступив с теоретическим обоснованием реформ, были и остаются инициаторами и организаторами реалистического пути к созданию рынка. Речь идет о социально ориентированной и эффективно регулируемой рыночной экономике. Она весьма далека от тех примитивных моделей рынка, которые описываются в разношерстных учебниках и во многом определяют современные стереотипы экономического мышления в настоящее время.