На огромную важность изучения родного языка, его превосходящее значение над всеми школьными дисциплинами, необходимость всесторонней опоры на него еще много лет назад указывал в своей «Великой дидактике» один из титанов научного знания, основоположник мировой педагогической науки Ян Амос Коменский. Он считал неэффективным и педагогически неправильным обучение латинскому языку юношей разных национальностей по одним и тем же грамматическим правилам, не учитывающим особенностей родных языков. Коменский рассматривал родной язык как средство наиболее глубокого, прочного, осмысленного, сознательного изучения второго языка. Поэтому новый язык он предлагал изучать именно на основе и при помощи родного, хорошо известного школьникам.
Непреходящее значение родного языка, подчеркивал и основоположник отечественной педагогики К.Д.Ушинский, считая его величайшим народным, педагогом, базой всякого умственного развития, сокровищницей всех знаний, правильное и глубокое изучение любого нового языка он считал возможным только при активном содействии родного. Язык народа, по утверждению К.Д.Ушинского, - это лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое.
Отношение к языку - родному, русскому - всегда выступает своеобразным датчиком, четко реагирующим на социальные и социально-психологические процессы в обществе. В связи с этим совершенно очевидна необходимость обеспечения такой организации учебно-воспитательного процесса, при котором все учащиеся располагают реальными возможностями в овладении родным языком и языком внутригосударственного межнационального общения.
Все сказанное диктует необходимость осуществления принципиально нового подхода к обучению языкам, реализации их преподавания в условиях формирующегося двуязычия и на основе принципов демократизации, гуманизации, гуманитаризации и дифференциации образования. А такую возможность способен дать глубокий и всесторонний социально-педагогический анализ условий функционирования разных типов школ республики, включающий характеристику социально-экономической и информационно-культурной среды, направлений регионального и местного развития, культурно-исторических и этнических особенностей.
Особую важность в связи с этим приобретает реализация национально-культурного компонента образования в школе. Его последовательное представление в педагогической системе возможно лишь с помощью таких теоретических проблем, как гармоничное сочетание элементов общечеловеческой и национально маркированной культуры, содержание этнокультуроведческого компонента, варьируемого в зависимости от национально-культурных и языковых особенностей учащихся, лингвострановедение в обучение языкам.
Язык любого народа отражает историческое прошлое его носителей, его самобытность, богатство его культуры. Именно на его основе развиваются патриотические, гражданские чувства, национальное самосознание. Для каждого человека он связан с незабываемыми образами колыбели, родного очага, родного Отечества. Вот почему каждый человек наряду со своей родиной, родителями должен любить тот язык, на котором он слышит первые слова, первые песни и сказки, отгадывает первые загадки, через которые он воспринимает и осознает весь окружающий мир, на котором формируется его мышление.
Выступая в конкретно-исторической форме, национальная культура содержит в себе существенные элементы культуры общечеловеческой. А последняя лучше всего познается через изучение языка, в наших условиях - родного и русского. Разные языки по меткому определению В.Гумбольдта, - это не различные обозначения одного и того же предмета, а разные видения его... Путем многообразия языков непосредственно обогащается наше знание о мире и то, что с нами познается в этом мире; одновременно расширяется для нас и диапазон человеческого существования. Такой подход к изучению языков обусловливает ценностное отношение к каждому этносу и личности, создает необходимые предпосылки для свободного диалога культур.
Работа предоставлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет).