Целью нашей работы было изучение активности КПН в тканях крыс, перенесших пренатальный стресс. В эксперименте участвовали животные, являющиеся потомством самок, которые на протяжении всей беременности 1 раз в сутки в течение 20 мин. подвергались эмоционально-болевому стрессу. Контролем служили интактные животные. Крыс декапитировали в возрасте 0, 14, 28, 45, 120 суток, извлекали гипоталамус и стриатум. Активность КПН определяли флюориметрически по Fricker and Snyder. Количество белка в пробах определяли по Лоури.
Активность фермента в гипоталамусе интактных самцов не зависела от возраста; в стриатуме наблюдалось двукратное повышение активности КПН к Р28, затем снижение к Р45-Р120 до исходного уровня. Пик ферментативной активности в отделах мозга интактных самок отмечен на 14-й день жизни. Не выявлено существенных отличий в активности фермента новорожденных и 120-дневных животных. Пренатально стрессированные животные отличаются от контрольных возрастной динамикой активности фермента. Активность КПН в гипоталамусе самцов в Р0 была выше, а в гипоталамусе и стриатуме в Р28 - ниже, чем в контроле. Самки опытной группы отличаются от контроля сниженной активностью фермента в гипоталамусе в Р14 и Р28, в стриатуме - в Р14, но повышенной в Р120- в гипоталамусе. Полученные результаты соответствуют имеющимся представлениям об участии КПН в процессинге регуляторных пептидов, осуществляющих контроль пубертационных процессов в организме. Максимальная активность в возрасте 14 дней у самок и 28 дней - у самцов соответствует началу полового созревания крыс, сопровождающемуся резким скачком содержания пептидных гормонов в крови. Примечательно, что активность КПН в гипоталамусе не претерпевает возрастных изменений у контрольных самцов. Известно, что в гипоталамусе синтезируется целый ряд нейропептидов. Вероятно, отсутствие возрастных изменений активности КПН связано с разнонаправленностью изменений содержания пептидов с возрастом. Кроме того, возможно, КПН является не единственным ферментом гипоталамуса, участвующим в процессинге нейропептидов. Изменения ферментативной активности, отмеченные в период пубертации, у самцов сглаживаются с возрастом, а у самок наблюдаются во взрослом состоянии. Это согласуется с имеющимися представлениями о половом диморфизме в реакции организма на пренатальный стресс.
Таким образом, стресс, перенесенный матерью во время беременности, оказывает различное влияние на активность КПН в мозге самцов и самок крыс на разных стадиях онтогенеза. Полученные данные позволяют предположить, что КПН является ферментом, участвующим в ответе организма на пренатальный стресс.
Работа представлена на научную конференцию «Фундаментальные и прикладные проблемы медицины и биологии», Тунис, 12-19 июня 2005 г. Поступила в редакцию 28.04.2005 г.