В работе рассмотрены системы топливоприготовления с промежуточным бункером угольной пыли и сушкой топлива продуктами сгорания, отбираемыми из газоходов котельного агрегата. В системах такого типа чаще всего используются шаровые барабанные и среднеходные мельницы. Сушка топлива продуктами сгорания позволяет повысить температуру сушильного агента, обеспечивая при этом пожаровзрывобезопасность системы, которая объясняется малым содержанием кислорода в сушильном агенте, а также позволяет сушить угли практически с любой влажностью.
Система является разомкнутой, так как отработанных сушильный агент, пройдя одну или две ступени очистки, выбрасывается в атмосферу.
На первом этапе проводился тепловой и аэродинамический расчет системы топливоприготовления. На втором этапе определялись термодинамические характеристики входящих и выходящих потоков, внутренние и внешние потери и общий эксергетический к.п.д. системы. Эксергия сушильного агента определялась как сумма физической и химической эксергий продуктов сгорания топлива. Эксергетический к.п.д. системы определялся как отношение полезного технического эффекта системы к затраченному. В данном случае полезным техническим эффектом можно считать только получение угольной пыли требуемой влажности и температуры.
Результаты расчетов позволяют сделать вывод о том, что наиболее энергоемким процессом является сушка топлива. Процесс сушки осуществляется в мельницах и совмещается с процессом размола угля, поэтому тип применяемых мельниц оказывает значительное влияние на эффективность всей системы топливоприготовления. Значения hех для систем со среднеходными мельницами составляет 19,6 %, в системах с шаровыми барабанными мельницами - 20,6 %. Более низкое значение hех для среднеходных мельниц обусловлено большим расходом сушильного агента и малой удельной размольной производительностью мельниц.
Значение hех указывает на целесообразность поиска способов снижения энергетических затрат, повышение эффективности таких систем может быть достигнуто путем интенсификации процессов теплообмена в отдельных элементах системы, а также путем утилизации теплоты, отводимой от системы.