В период онтогенеза от 6 до 18 лет, когда организм ребенка является наиболее чувствительным к действию экзогенных и эндогенных факторов происходит формирование морфофункционального статуса, влияющего на дальнейшую жизнь. Этот временной интервал совпадает с важнейшим социальным этапом детства - получением ребенком общего среднего образования. На здоровье школьников оказывает большое влияние несоответствие существующим гигиеническим требованиям условий обучения, интенсификация процесса обучения и большие нагрузки, недостаточная двигательная активность школьников и др.
Школа, являясь единственной в стране организованной формой общественного воспитания, охватывающей в течении продолжительного периода всю детскую популяцию в России, может стать базой для реализации самых современных и эффективных программ профилактики и оздоровления подрастающего поколения. В 2002 году Россия участвовала в грандиозном эксперименте - Всероссийской диспансеризации детей и подростков.
Подведены итоги по России из которых следует, что 1 группа здоровья составляет 10%, 2 группа - 50-60 %, 3 группа - 30-40%. По данным сотрудников НИИ гигиены и профзаболеваний детей, подростков и молодежи РАО установили (М.И. Чурьянова с соавт., 1994), что за 30 прошедших лет у детей произошло увеличение хронических патологий желудочно-кишечного тракта с 8 до 10%, нервных заболеваний - с 10,4 до 24%, иммунной системы - с 2,5 до 7,5%. К окончанию школы 45% детей имеют хронические заболевания с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В городе Сургуте распределение по группам здоровья следующее: у младших школьников - 1 группа - 8%, 2 группа - 78%, 3 группа - 15%; в подростковом возрасте - 1 группа - 8%, 2 группа - 67%, 3 группа 25%. (табл.1)
У детей начальной школы среди функциональных отклонений на первом месте - заболевания костно-мышечной системы, на втором - заболевания желудочно-кишечного тракта, на третьем - заболевания глаз. В подростковом возрасте на первом месте так же заболевания костно-мышечной системы, второе место - заболевания желудочно-кишечного тракта и заболевания глаз, на третьем месте - заболевания эндокринной системы.
В лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов наблюдается увеличение суммарной нагрузки, интенсификация учебного процесса, при этом особенного внимания заслуживают учащиеся начальных классов, в связи с тем, что данный переходный период онтогенеза играет значительную роль в формировании здоровья на последующих возрастных этапах. Ряд авторов указывает (3, 4), что состояние здоровья учащихся, обучающихся в таких школах, страдает в большей степени, чем у их сверстников в общеобразовательной школе.
Нами проанализированы результаты углубленного медицинского осмотра учащихся МОУ №12 г. Сургута, где учащиеся углубленно изучают ряд предметов и МОУ № 6 г. Сургута, где школьники занимаются по типовым учебным программам. Обследование детей осуществляли по единой программе, включавшей в себя медицинский осмотр на основе скрининга с последующим обследованием детей врачами специалистами (педиатр, невролог, офтальмолог, оториноляринголог, хирург, дерматолог, эндокринолога).
МОУ № 12 расположено в типовом здании, количество мест по проектной мощности 850 (по факту занимается 1652 ребенка), занятия ведутся в две смены, имеются два спортзала, количество уроков физкультуры для начальной школы - 1 час в неделю, с 5-9 класс - 2 часа, в 10-11 классах по 3 часа.
МОУ №6 расположено в типовом здании, количество мест по проектной мощности 900 (занимается 1050 детей), занятия ведутся в две смены, имеется один спортивный зал, количество уроков физкультуры 2 часа в неделю, один раз в неделю посещение бассейна.
Таблица 1. Распределение учащихся г. Сургута по группам здоровья
МОУ |
1 группа здоровья |
2 группа здоровья |
3 группа здоровья |
|||
Младшие школьники |
Подростки |
Младшие школьники |
Подростки |
Младшие школьники |
Подростки |
|
№ 12 |
11% |
1% |
81% |
87% |
8% |
12% |
№ 6 |
8% |
8% |
87% |
82% |
5% |
10% |
Результаты комплексной оценки показали, что в МОУ №12 количество детей с 1 группой здоровья снижалась с 11% в начальной школе до 1% в подростковом возрасте; в МОУ № 6 удельный вес 1 группы здоровья практически не изменился и составил 8%. Динамика по 3 группе здоровья следующая: в МОУ № 12 увеличение с 8% в начальной школе до 12% у подростков; в МОУ № 6 - увеличение с 5% до 10%.
Таблица 2. Распределение учащихся г. Сургута по функциональным нарушениям
Заболевания |
Начальная школа (уд. вес, %) |
Среднее звено (уд. вес, %) |
Старшие классы (уд. вес, %) |
|||
МОУ №6 |
МОУ №12 |
МОУ №6 |
МОУ №12 |
МОУ №6 |
МОУ №12 |
|
- крови |
4 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- эндокринной системы |
25 |
12 |
40 |
34 |
31 |
60 |
- нервной системы |
12 |
18 |
11 |
10 |
3 |
16 |
- органов зрения и придаточного аппарата |
14 |
6 |
18 |
34 |
11 |
46 |
- уха, горла, носа |
4 |
28 |
8 |
12 |
3 |
11 |
- органов дыхания |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
- органов пищеварения |
14 |
12 |
25 |
12 |
22 |
31 |
- сердечно-сосудистой системы |
2 |
14 |
6 |
8 |
3 |
13 |
- кожи и подкожной клетчатки |
- |
3 |
- |
8 |
2 |
12 |
- костно-мышечной системы |
14 |
24 |
35 |
28 |
23 |
39 |
- мочеполовой системы |
- |
12 |
- |
3 |
5 |
12 |
При анализе функциональных отклонений у учащихся МОУ №12 выявлены следующие закономерности (табл.1). Если в начальной школе превалирующее место занимают болезни уха, горла, носа (28%), на втором месте - заболевания костно-мышечной системы (24%), на третьем месте - заболевания сердечно-сосудистой системы (14%), заболевания эндокринной системы выходят на четвертое место (12%), болезни глаз на пятое (6%). При переходе к предметному обучению удельный вес заболеваний эндокринной системы возрастает до 34%, а к подростковому возрасту составляет около 60% занимая первое ранговое место. Удельный вес заболеваний глаз резко увеличивается с 34% при переходе к предметному обучению до 46% у подростков, занимая второе место. Заболевания костно-мышечной системы с 28% у пятиклассников изменяются до 39% у подростков, занимая третье место.
В МОУ № 6 картина несколько иная. В начальной школе на первом месте - заболевания эндокринной системы (25%), на втором - заболевания глаз, органов пищеварения, костно-мышечной системы (14%), на третьем - болезни нервной системы (12%). При переходе к предметному обучению удельный вес заболеваний эндокринной системы возрастает до 40 %, и снижается до 31% у подростков, сохраняя первое ранговое место. Удельный вес заболеваний костно-мышечной системы изменяется - возрастая до 35% у пятиклассников, и снижаясь до 23% у подростков сохраняя второе ранговое место. Удельный вес заболеваний пищеварительного тракта увеличивается до 25% при переходе к предметному обучению, и снижается до 22% у подростков.
Следует отметить, что в МОУ №12 в начальной школе на одного ребенка приходится 1,8 функциональных отклонений, в МОУ №6 - 1; при переходе к предметному обучению - 1,9 и 1,6 соответственно; а у подростков 4 и 1,3.
Таким образом, выявлена зависимость между условиями обучения школьников и состоянием их здоровья, что подтверждает выводы других исследователей в этой области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильин А.Г., Агапова Л.А. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков //Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С. 43-46.
- Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков //Гигиена и санитария. - 2001. - №5. - С. 7-11.
- Чурьянова М.И., Ананьева Н.А., Белявская В.И. и др. Результаты отдельных наиболее важных научных исследований в гигиене детей и подростков за 1993 год //Гигиена и санитария. - 1994. - С. 39-42.
- Ямпольская Ю.А., Пляскина И.В. //Экологическая антропология. Ежегодник. - Минск, 1998. - Вып.3. - С. 87-89.