По данным IV отделения за период с 2001 по май 2004 года на лечении находилось 49 больных. Анализ эпидемиологического анамнеза, собранного у больных показал на наличие в 59,2 % случаев связи заболевания с фактором переохлаждения. Основную группу заболевших (36 больных) составили лица от 15 до 25 лет. Большинство больных было мужчин - 67,3 %. Заболеваемость городских жителей составила 77,5 %. Под нашим наблюдением находилось 48 больных средней тяжести и 1 больной инфекционным мононуклеозом тяжелого течения. Кроме того, у 3х больных выставили mixt-инфекция: инфекционный мононуклеоз + лихорадка Ку, подтвержденная серологическими реакциями. По клиническим наблюдениям заболевание в 93,8 % случаев начиналось остро, с повышения температуры тела и появления симптомов общей интоксикации. Лихорадка регистрировалась у всех пациентов: 14 - субфебрильная, 10 - отмечалось повышение t до 39оС. Температурная кривая чаще постоянного типа (77,6 %). Длительность лихорадочного периода составила 10 дней. У 28 больных повышение температуры тела сопровождалось ознобом с потливостью. На момент поступления в стационар симптомы интоксикации той или иной степени выраженности отмечались у всех больных: общая слабость - 100 % случаев; головная боль диффузного характера регистрировалась у 40 больных (81,6 %) случаев, тошнота у 8 пациентов; у 5 - на высоте лихорадки наблюдалась рвота, чаще многократная. В первые дни пребывания в стационаре у больных можно было обнаружить один из основных клинических симптомов инфекционного мононуклеоза: увеличение разной степени всех групп лимфатических узлов. Данный клинический признак мы отметили в 95,9 % случаев. Чаще выявлялось увеличение лимфатических узлов заднешейной группы и подчелюстных. У 15 больных наблюдалась генерализованная лимфоаденопатия. Лимфоузлы были плотноватые, эластичные, не спаяны между собой и с окружающей клетчаткой; при пальпации болезненность от легкой степени до выраженной отмечали 29 пациентов. Размеры лимфатических узлов варьировали от 0,5 до 4-5 см в диаметре. Нормализация размеров наблюдалась в большинстве случаев до 20 дня болезни. У 3-х наблюдаемых больных увеличение лимфатических узлов не отмечалось.
Помимо лихорадки лимфоаденопатии по данным литературы, с первых дней болезни на передний план выступает поражение носоглотки в виде затрудненения носового дыхания, слизистых выделений из носа, признаков тонзиллита. У 26 пациентов отмечался катаральный синдром в виде насморка и сухого кашля. У 21 больного наблюдались гипертрофия миндалин I-II степени. миндалины отечные, разрыхленные, налетов на них нет. Длительность перечисленных явлений составляет 10-12 дней.
Со стороны легких, сердечно-сосудистой системы выраженной патологии у обследованных не наблюдалось. В 95 % случаев отмечалась тахикардия, у единичных больных выраженная гипотония.
Гепатомегалия выявлена у 28 больных (57,1 % случаев). Печень увеличивалась от 3х до 4-5 см. У 11 больных параллельно наблюдалось увеличение селезенки: выступала на 1-2 см из-под края реберной дуги. В ряде случаев (14,3 %) разгар клинической картины заболевания сопровождался желтухой склер, видимых слизистых и кожи у 5 больных легкой степени, у 1 выраженной. К редким симптомам инфекционного мононуклеоза можно отнести полиморфную сыпь на всем теле без определенной локализации (пятнисто-папулезную, мелкоточечную, розеолезную). Мы наблюдали данный признак у 5 больных: элементы пятнисто-папулезной, мелкоточечной сыпи (от единичной до обильной) на коже туловища, иногда на конечностях. Сыпь появляется на 2-6 день болезни, сохранялась в течение 6-7 дней и исчезала бесследно, не оставляя после себя ни пигментации, ни шелушения.
Изменение картины периферической крови чаще всего выявлялось на 10 день заболевания. У 10 пациентов наблюдался лейкоцитоз (max до 17,2 ∙ 10 9/л),у 12 больных - лейкопения, а в 55,1 % случаев количество лейкоцитов соответствовало норме. В большинстве случаев отмечался лимфоцитоз (до 73 %0. У 23 больных в разгар заболевания в крови обнаруживались атипичные мононуклеары (от 4 до 13).
Гипербилирубиния (71,96 ммоль/л) зарегистрирована у больного с выраженной желтухой кожи, склер и видимых слизистых. У 10 обследованных отмечалось увеличение АЛТ (от 1,54 до 4,03 ммоль/л). В общем анализе мочи у единичных больных обнаружен белок и лейкоциты, что свидетельствовало о выраженном интоксикационном синдроме.
У всех больных диагноз инфекционный мононуклеоз подтвержден серологическими исследованиями: реакцией Пауля-Буннеля,- в диагностически значимых титрах.
Все пациенты получали комплексное лечение (антибиотикотерапию, симптоматическую терапию). Во всех случаях заболевание закончилось выздоровлением. Средний койко-день составил 10 дней. В тяжелых случаях, особенно при резко выраженных местных симптомах со стороны носоглотки целесообразно применять глюкокортикостероиды коротким курсом.
Работа представлена на VI общероссийская конференция «Гомеостаз и инфекционный процесс», г. Кисловодск, 19-21 апреля 2005 г. Поступила в редакцию 08.04.2005 г.