После распада СССР изменилась структура потребительского рынка чая, что определило актуальность изучения потребления различных сортов чая населением в целях последующей экологической оценки риска фтордефицитных состояний и флюороза. Проведенный анализ в 173 домохозяйствах г. Оренбурга (Табл. 1) позволил выявить структуру потребления различных сортов чая в современных условиях. При этом наибольшая доля принадлежит марке «Akbar». Среди чайных компаний лидируют «Юнилевер СНГ» - доля потребителей марок чая этой компании 36,1%, и «Орими Трэйд» - доля потребителей марок чая этой компании 33,1%.
Принципиально важно, что на рынке полностью отсутствует грузинский чай, а все представленные сорта имеют происхождение из зон природного флюороза (Индия, Цейлон, Южная Африка), что определяет высокие концентрации фтора во всех сортах чая. При этом в связи с особенностями пищевых технологий в структуре потребления доминирует черный чай 79%, зеленый чай - 21,1%.
Потребление жителями г. Оренбурга различных сортов чая
Марки чая |
n |
удельный вес в % |
Akbar |
48 |
27,7 |
«Принцесса нури» («Орими Трэйд») |
41 |
23,5 |
Ahmad (Ahmad Tea Ltd) |
40 |
22,9 |
Brooke Bond (Юнилевер СНГ) |
40 |
22,9 |
«Золотая Чаша» («Универсальные пищевые технологии») |
34 |
19,9 |
Lipton (Юнилевер СНГ) |
23 |
13,2 |
Dilmah (MJF Holdings Ltd) |
23 |
13,2 |
Greenfield |
29 |
16,9 |
«Гранд» («Гранд») |
23 |
13,2 |
«Принцесса Ява» («Орими Треэйд») |
17 |
9,6 |
«Лисма» («Май») |
12 |
7,2 |
«Майский» («Май») |
9 |
5,4 |
«Императорский» |
8 |
4,8 |
Tesse |
5 |
3,0 |
Итого |
173 |