Водные ресурсы с каждым годом сокращаются. Почти каждый пятый житель планеты ощущает нехватку безопасной питьевой воды. В последние десятилетия во многих странах мира наблюдается ухудшение экологического состояния рек, озер и водохранилищ. Более половины болезней человека связано с употреблением грязной воды. А вода из айсбергов времен ледникового периода не испорчена никакими промышленными отходами.
Полезные свойства талой воды описаны во многих научных работах. Ученые-геронтологи всего мира сегодня сходятся во мнении, что употребление жителями гор практически только талой воды, избавляет их от многих болезней, присущих жителям равнин и обеспечивает их долголетие. Но пока айсберговую воду покупают не столько для питья, сколько для удовлетворения эксцентричных потребностей. И понятно, что это товар лишь для тех, кто чрезмерно «обременен» деньгами.
Ни один из предложенных ранее проектов по добыче пресной воды из ледников не был признан прибыльным. Главным образом, из-за трудностей транспортировки, ведь лед при перевозке очень быстро тает. А в Российской академии наук предложили принципиально новое решение «водной» проблемы. Проект «Новые технологии получения питьевой воды и охлажденного воздуха из высокоширотных льдов» (другое его название - «Живая вода») одобрен государственной экспертизой Министерства науки и технологии РФ. Автором этого Проекта Гамидом Юсуповичем Халидовым разработаны принципиально новые научные и теоретические подходы к решению проблемы.
Краткое изложение технологии. Первый этап: заготовка ледяного бруса, заключается в тепловом воздействии на лед ледореза. Соскользнувший в море брус льда буксируется к тримарану. Следующий этап: погрузка ледяного бруса на тримаран-ледовоз - это новый тип судов, предназначенных для перевозки крупногабаритных и многотысячетонных брусов льда и других видов крупногабаритных грузов, погрузка которых осуществляется непосредственно с водной поверхности в трюм. Корпус трюма делается двойным для обеспечения жесткости конструкции, теплоизоляции и решения других важных задач, возникающих при транспортировке льда. Судно имеет достаточно мощную холодильную установку для примораживания бруса льда к днищу и бокам трюма для исключения возможности его перемещения в трюме. Разгрузка - заключительный этап. Выгруженный из тримарана-ледовоза в воду в порту назначения брус льда подтягивается к причалу специальной конструкции мощными лебедками, установленными на берегу. Вытащенный брус попадает в специальный желоб, по которому направляется в расположенный поблизости от берега специальный ледоприемник с прозрачной крышей. Регулируя доступ солнечных лучей и поступление на входе горячего внешнего воздуха, на выходе получают требуемое для розлива количество холодной воды и охлажденного воздуха.
Рентабельность проекта рассмотрим на примере Саудовской Аравии. Население страны превысило 20 млн. человек. Приняв за ежедневную норму для человека потребление воды на питье и пищу в количестве 2,5 л, получим годовую потребность страны в воде - 18 млн. 250 тыс. тонн, что соответствует 20 млн. тонн льда. При таком расходе, за год ледовозный флот для Саудовской Аравию, может принести минимум 5 млрд. долл. США прибыли. При этом цена на полученную воду будет составлять всего 1-2 цента долл. США за литр.
Хотим сразу успокоить тревогу экологов о возможных последствиях деятельности по добычи льда для природы Антарктиды, Гренландии, Аляски. Если для одного миллиарда нуждающихся в воде людей принять за норму на питье и пищу в день 2,5 литра, то за год им потребуется 1 млрд. тонн льда. Это всего 1 куб. км льда. Для сравнения в одном только шельфовом леднике Эймери в Антарктиде заключено свыше 10 тыс. куб. км льда. А объемы тающих и растворяющихся в морской воде айсбергов и льдин настолько велики, что практически не поддаются учету.