Учебное пособие «Консультативная психология» входит в структуру учебно-методического комплекса предназначенного для студентов, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям в технологии очного и заочного образования.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В издании содержится необходимая информация по разделам курса «Консультативная психология». Учебное пособие состоит из 3 частей. Часть 1: Модульный курс, в котором представлены рабочая образовательная программа, методические указания, основные теоретические идеи лекционного курса, задания для выполнения самостоятельной работы студентов (рабочая тетрадь) и самоконтроля, глоссарий. Часть 2: Практикум - посвящен описанию различных вариантов построения и отработки стратегии, тактики и техники психологического консультирования взрослых и детей по вопросам адаптации, психологического здоровья, специфики взаимоотношений, личностного развития и т.д. Представлен в виде комплекса упражнений, задач, ролевых техник. Часть 3: Хрестоматия, в которой приведены дополнительные методические материалы в виде отдельных произведения или отрывков из них по специфике психологического консультирования и рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине.
В учебном пособии дано систематическое изложение основных вопросов организации и проведения психологического консультирования. Рассмотрены основные закономерности формирования консультативного контакта, даны методические рекомендации по специфике консультативного взаимодействия с разным типом клиентов.
Целью пособия является организация целенаправленной помощи студентам в выделении среди многообразия подходов к психологическому консультированию наиболее значимых и определение методологических основ и технологий консультирования.
В пособии предоставлены важнейшие универсальные принципы психологического консультирования и психотерапии, информация об основных направлениях консультативной психологии, основные техники и процедуры консультирования.
Практические задачи пособия состоят в том, чтобы создать условия, позволяющие конкретизировать предложенную в курсе лекций систему понятий и представлений триалогического подхода к индивидуальному психологическому консультированию, обеспечив студентам возможность для более целостного видения данной практики, характеризующейся в настоящее время чрезвычайной пестротой теоретических ориентаций и конкретных техник работы, затрудняющей практическое освоение данной разновидности активной психологической работы с человеком. Особое значение для овладения курсом психологического консультирования играет практикум, предлагаемый для каждой темы курса и позволяющий закрепление полученных теоретических знаний в виде учебных заданий и упражнений, которые можно выполнять как индивидуально, так и в микрогруппах.
Базу практикума образуют упражнения, выполняемые студентами в учебных (искусственных, игровых, моделирующих) ситуациях. Однако, основой организованной работы в группах будет являться активизирующаяся личностная значимость практической ситуации в реальной практической работе с личностно-значимыми запросами и проблемами студентов. На наш взгляд, только такая работа предоставляет студентам полную свободу в выборе в качестве психологов-консультантов любой стратегии и практики консультирования, любой теоретической позиции (от психоанализа до трансперсональной психологии) и практической ориентации (интерпретативной, рациональной, диалогической, процессуальной, реконструктивной, парадоксальной, кризисной) в сочетании с системой разнообразных рефлексий и обратных связей.
Данное учебное пособие имеет цель оказать помощь студентам в изучении курса консультативной психологии, способствовать осуществлению выработки у них умений и навыков на практике использовать ее основные положения. Учебное пособие в краткой форме излагает основные логические понятия, наиболее важные структурно-логические схемы, а также таблицы программированного контроля и программу.