Показаны методологические основы рационализации лесопользования в соответствии с лесным кодексом и теоретические основы организации лесной аренды на земельных участках лесов субъектов федерации. Приведены примеры статистического моделирования явлений и процессов экологически ответственного и рационального пользования лесными богатствами, а также динамики параметров деревьев и древостоя для обоснования платы за лесную аренду.
Для специалистов сельского и лесного хозяйств, студентов направлений подготовки бакалавров и магистров природообустройства и природопользования, а также научных работников и аспирантов, занимающихся экологическим и технологическим мониторингом в области рационального природопользования.
Предприимчивость ныне не в ладу с существующей практикой ведения лесного дела в России. Причина даже не в том, что с 2000 по 2004 годы вообще было ликвидировано российское централизованное управление лесным хозяйством, а в том, что оно было восстановлено в лице нынешнего Рослесхоза без всякого методологического обеспечения лесной аренды. Причем восстановлено было без учета расширения лесного хозяйства на все отрасли лесного дела, включая заготовку кругляка, производство пиломатериалов, древесных плит, бумаги и картона. А ведь именно Рослесхоз должен определять долгосрочную политику во всем лесном деле, создать концепцию глубокой переработки древесного сырья и, наконец-то, поставить действительно на седьмое место обращение (импорт, производство и экспорт) с древесиной.
В России снова начинает торжествовать система покровительства (даже артисты торговали за рубежом древесиной в виде кругляка и хлыстами, не говоря уже о воротилах теневой лесной экономики) над природопользованием и над лесом и лесопользованием в частности.
Об этом писал Д.И. Менделеев, находясь на пороге индустриализации России (ныне то же самое будет происходить на пороге возрождения всей экономики, и снова громадную дань на восстановление порушенного народного хозяйства будут беспрекословно отдавать леса последнюю древесину): «Покровительство, расплывшееся на множество частей, не успевает в действительности ничего сделать в общем интересе и, вместо покровительства народной деятельности, оказывается в действительности часто покровительством отдельным лицам и отдельным заводам, что, в сущности, скорее возбуждает не предприимчивость, а искательство» [275, с.145].
Министерства и ведомства начали искать меры по ликвидации теневой лесной экономики, даже не задумываясь о том, что пора бы леса для проведения лесной инспекции отдать одному ведомству, а самим взять их в долгосрочную аренду (может быть, и в собственность бессрочную, то есть до ликвидации данного министерства или ведомства). Если государство является собственником национального леса, то почему у него нет одного инспектирующего ведомства? Остальные стали бы только лесными арендаторами.
Поэтому налаживание лесной аренды нужно начинать с правительства России, где нет должного понимания возможностей лесничих и лесников. Дайте бывшим сторожам леса их же лесные участки! Они лучше разберутся в технологии расширенного воспроизводства леса и лесопользования на уровне лучших в лесном деле стран мира. Превратите лесхозы и лесничества в мощную группу лесных арендаторов, а нынешних пользователей леса сделайте лесными подрядчиками и наемными структурами лесхозов и лесничеств. Через 15-20 лет они будут полноправными частными владельцами лесных участков.
До сих пор лесничие и лесники занимались охраной и немного посадкой леса. Они превратились в государственных рабов. А само государство пережило мощный системный кризис. Но этот кризис России ничему не научил лесных чиновников, привыкших в лесной глубинке к беспрекословному рабскому подчинению. В лесном и сельском хозяйстве нет даже намека на оживление долговременных экономических интересов, если не считать беспробудную распродажу нелесными бизнесменами кругляка в виде хлыстов приграничным дельцам других стран.
Эта критика относится не к финансированию лесного хозяйства (какой толк увеличивать финансирование в гнилое хозяйство, которое находится по своим правилам ведения на первобытном уровне), а к принципам и технологиям многоукладного и многоотраслевого хозяйствования на данной территории, часть которой занята лесными участками. Пора убирать ведомственные границы из отношений между людьми на данной территории. Лесник может одновременно стать и земледельцем, развивать на арендуемой территории тепличное хозяйство, добывать полезные ископаемые, выращивать домашних животных и заниматься звероводством. При такой многоукладности жизни, никак не стесненной уставами и приказами, он сам посадит новые лесные насаждения (по Киотскому протоколу об углеродно-кислородном мировом балансе получит деньги за хвойные молодняки), облагородит и будет ухаживать за болотами (по Рамсарской конвенции получит средства за сохранение водно-болотных угодий). Только нужно этого лесника срочно снабдить новыми методиками, технологическими инструкциями, техническими регламентами.
По новой редакции Лесного кодекса РФ без ведения лесного хозяйства лесной участок отдается в краткосрочную аренду сроком до одного года. А само лесное хозяйство весьма примитивно понимается только как ведение так называемых лесохозяйственных мер по посадке и уходу за лесными древостоями. Уму непостижимо, но факт налицо: в сельском хозяйстве крепостное право было отменено в 1861 году, а в лесном хозяйстве оно существует до сих пор, но в таком завуалированном виде, что ведомственные помещики вообще даже не понимают, что они в начале XXI века новой редакцией Лесного кодекса еще по крайней мере на 15-20 лет (а может и меньше, но это уже не важно) узаконивают рабское положение лесничих и лесников.
Рослесхоз давно исправно реализует концепцию «прыжка» до уровня ведущих стран мира во всех отраслях экономики, идти вслед им, а еще лучше - обогнать их. Хорошая и вполне здравая доктрина, сформулированная Г.О. Грефом еще в начале 90-х годов ХХ века, наконец-то, быть может, позволит поднять амбиции и у лесных чиновников до должного уровня самоуверенности и самоуважения, чтобы не пресмыкаться перед заграничными ворами российских лесных ресурсов.
Но, главное, не нужно юридическими актами обрекать и дальше лесничих и лесников на рабское унижение лесными грабителями. Тогда и надобность в отдельной структуре лесной охраны сама собой отпадет, так как не сможет россиянин, работающий в охранной сфере, как бы он ни был вооружен поймать за руку и остановить голодного и униженного лесника от самовольной рубки хорошего леса.
О необходимости пересмотра многих отраслевых методик писал еще Д.И. Менделеев: «Нужно целесообразное, вполне обдуманное, явное и всем и каждому равномерно уделяемое, не столько денежное (выделено мной - П.М.), сколько всякое другое покровительство развитию в разных местах России промышленной деятельности ... должно сосредоточиться не в столицах, а в местных земствах, ... в отыскании таких законов и мероприятий, которые, отвечая общей цели учреждения заводов, обеспечивали бы рабочего, капиталиста и потребителя» [275, с.145-146].
Лучше о создании фабрик по переработке древесного сырья, древесины и другой лесной продукции, а также заводов по производству пиломатериалов, древесных пилит, бумаги и картона, причем все это в земствах лесхозов и их корпоративных объединений, и не скажешь.
Но, чтобы создать дееспособное земство, нужно и дальше, причем как можно быстрее, перестраивать ведомства на местах. Рослесхозу необходимо отдать хозяйственные функции на места, а самому, назвавшись РОСЛЕС, срочно организовать функции ежегодной лесной инспекции деятельности всех заново переоформленных лесных арендаторов, в том числе лесхозов и их территориальных объединений, а также любых организаций из других министерств и ведомств.
Деятельность лесхозов в хозяйственном плане будет координироваться в земствах на уровне субъектов Российской Федерации. Причем лесхозы будут успешно стыковаться с другими видами территориального хозяйства - сельскими предприятиями, предприятиями народных промыслов, строительными и другими предприятиями, фабриками по переработке древесного сырья и сельскохозяйственной и иной продукции, изготовлению, производству пилопродукции, древесных плит, бумаги и картона. А управлять лесами и лесным делом через информационный круговорот в реальном режиме времени будет РОСЛЕС.
РОСЛЕС должен владеть всей информацией и на ее основе определять долгосрочную политику охраны, защиты, воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов во всех других министерствах и ведомствах, заключать с ними (или с их подведомственными организациями) долгосрочные арендные договоры. В ближайшем будущем охранять, защищать, воспроизводить и использовать по единым по структуре договорам лесной аренды должны любые физические и юридические лица, в том числе отдельные лесничие и лесники, другие работники леса, а также лесхозы и лесничества как не подчиняющиеся РОСЛЕСу юридические лица, но подчиняющиеся земствам субъектов Федерации.
Арендодателем должен выступить РОСЛЕС, но вполне номинально, пока в России не разовьется система частной собственности, в том числе и на земельные участки с включением в них лесных участков. Это практически начнет осуществляться примерно с 2015-2020 гг. Ни о каком возрождении ведомств типа Минлеспром, Минлесхоз, Минлесбумпром и других не может быть и речи. Не нужно бояться частной собственности, а надо всемерно остерегаться возрождения отраслевого принципа управления природными ресурсами.
В этой связи еще почти в три раза нужно будет сократить количество российских министерств (в развитых странах всего по 12 министерств).
Министерство природных ресурсов - исторический нонсенс (ресурс - это экономическое понятие, а не материальный объект и тем более не сословие людей). И оно как можно быстрее должно войти в полностью измененную структуру нынешнего Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования.
РОСЛЕС как федеральное агентство может быть объединен с тремя -четырьмя ведомствами под нашим кодовым названием «Минсельлес» и полностью освобожден от хозяйственной опеки всех без исключения сельскохозяйственных предприятий. Только тогда земства получат конкретные рычаги влияния и на всю систему финансирования.
Мы не могли отдельной небольшой главой не отметить необходимость формирования системы машин и оборудования, причем многоотраслевой системы, основанной на технических средствах многих стран. Машиностроение должно быть обособленным (это однозначно), но не в рамках бывшего Минлесхоза (умопомрачительная слабость в машиностроительных делах) и даже не в рамках бывшего Минстройдормаша (явный крен в сторону только дорожного строительства и выполнения земляных работ).
На примере применения за рубежом бензопилы можно проследить широту ведомственного охвата. Здесь мы отметим два основных фактора.
Во-первых, нужен охват машиностроением как можно большего количества отраслей человеческой деятельности. На примере бензопилы видно, что изготовители создают многие модификации сменного оборудования и рабочих органов к размерной гамме бензопилы, которые применяются не только в лесном деле (практически нет ограничений по применению основного модуля - двигателя бензопилы).
Во-вторых, нужна гамма отечественных бензопил, а не ориентация на закупку шведских бензопил. Опыт Японии показывает, что при желании чиновников вполне можно наладить за 2-3 года выпуск отечественных бензопил (японцы это сделали в конце 80-х годов ХХ века, а почему мы, хвастаясь достижениями в космосе, не можем запустить на рынок российские бензопилы?). Так нужно поступать со всеми видами и семействами технических средств, вплоть до собственных ленточнопильных станков, оборудования цехов по производству древесных плит, заводов по производству бумаги и картона. Все это возможно, лишь бы наладить, как указывает Д.И. Менделеев, отечественные машиностроительные заводы и дать, наконец-то, волю рабочим и не мешать инициативе предпринимателей.
Лесное хозяйство нашей страны из-за незаконных рубок деревьев, а также незаконного экспорта кругляка за границу несет колоссальные убытки. Умопомрачительная цифра - в год государство ежегодно теряет 43 млрд. рублей (программа «Фитиль» от 17.09.2006 г.). Если бы была у лесхозов самостоятельность во всех делах, причем не только в лесных, и в проведении мероприятий по воспроизводству деревьев, то они бы никогда не упустили эту выгоду. Не нужна была бы и внешняя охрана лесов.
Но куда же сэкономленные от борьбы с теневой преступностью в лесном хозяйстве пожелали бы отправить те семь министерств, которые предложили президенту и правительству России национальную программу неотложных действий. Об этом нигде не было сказано ни одного слова, и складывается впечатление, что эти деньги нужны самим чиновникам для борьбы с расхитителями. Хотя, по большому счету, никто толком и не задумывается о том, что в сложившейся вакханальной ситуации с отечественным лесом виноваты и эти ныне борющиеся ведомства. Ясно поэтому, что из этой акции ничего и не выйдет: первопричина остается, она даже не затрагивается.
Направляйте эти 43 млрд. рублей ежегодно на реализацию долгосрочного национального проекта под условным названием «Лесоаграрная Россия», и через 10 лет (с затратами в 430 млрд. рублей) произойдет осознанный поворот в мозгах не только чиновников, но, прежде всего, в умах, лесных арендаторов и предпринимателей. Доходы людей из лесных поселков возрастут многократно, и они станут сами рынком потребления многих видов отечественных товаров.
В завершение монографии представим некоторые прогнозы о лесной аренде и в целом о лесном деле России.
Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 69-р) в целом соответствует существующему лесному кодексу.
Жрецы майя предсказывали завершение цикла жизни и начало нового цикла с 23 декабря 2012 года. При этом известно, что календарь майя отличается от современного всего на 33 секунды. Поэтому высокая точность исчисления будущих событий во времени весьма достоверна.
Самое интересное то, что этот прогноз совпадает с пророчествами генерала Мошкова [297, с.225-235]. Валентин Александрович Мошков имел высокие научные титулы: действительный член Русского Географического общества, координатор Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Он предсказал основной ход российской истории до 2062 г.
Пророчества генерала и ученого, необходимо учесть при составлении концепции роста и развития лесного хозяйства в современной России на 2010-2040 гг. Примерно с этого же времени начинается 24-й цикл солнечной активности, поэтому эффект А.Л. Чижевского также следует учитывать в прогнозах до 2040 г.
За начало первого исторического периода России В.А. Мошков взял 812 г., когда вожди полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и ряда других племен заключили союз, объединяя свои земли в первое древнеславянское государство - Киевскую Русь. Получается, что с 1612 года Россия переживает третий 400-летний цикл, который продлится до 2012 г., начнется новый этап возрождения России.
Применительно к лесному хозяйству, и не только, в полной мере относятся слова В.А. Мошкова: «Отечество продается оптом и в розницу, лишь бы нашлись для него покупатели ...» [297, с.233]. Причем генерал Мошков предупреждал еще в 1910 г.: между 2000 и 2012 гг. надо ожидать период полной анархии, сходной с когда-то пережитым Смутным временем, которым и закончится исторический 400-летний цикл.
Затем наступит «золотой» век, но его худшая половина подъема лесного хозяйства и других, измельчавших по расплодившимся за прошлые полувека многочисленным министерствам и ведомствам России, отраслей народного хозяйства продлится до 2062 года.
Между существующей концепцией развития лесного хозяйства на 2003-2010 гг. и будущей на 2010-2040 гг. имеется небольшой промежуток времени. За эти три года (с 2007 г.) вполне можно сделать осознанный поворот во всем лесном деле, как это сделали еще со второй половины ХХ века передовые в лесном деле страны. И тогда можно будет с уверенностью начать с 2012 г. реализацию предсказаний жрецов майя, генерала В.А. Мошкова, а также с пользой растрачивать 24-й цикл солнечной активности в российской экономике и социальной жизни.