Показаны основные принципы эволюционного подхода к исследованию динамики обращения (импорт, производство и экспорт) основных групп древесной продукции в 31 стране, выбранных по тенденции роста площади леса из общего числа (182 стран мира).
Предложен показатель лесоаграрности территории, относительно которого распределены субъекты Российской Федерации по группам и семействам. Обоснованы нормативы производства кругляка, пиломатериалов, древесных плит, бумаги и картона в России до 2040 года на основе учета передового мирового опыта с 1961 по 2004 годы. Представлены методы эконометрического анализа динамики лесопользования, проведен анализ особенностей лесной политики ведущих стран мира. Приведены конкретные примеры статистического моделирования и анализа динамики леса и лесопользования.
Для специалистов сельского и лесного хозяйств, научных работников и аспирантов, а также студентов старших курсов вузов.
Именно призывом к лесным арендаторам и другим пользователям леса будем заключать технологические рекомендации по совершенствованию организации лесопользования на арендуемых и иных земельных участках.
В данной книге основное внимание было уделено лесопользованию, прежде всего, пользованию древесиной, извлекаемой из леса. Заготовка кругляка почти во всех странах является основной деятельностью в лесном деле.
Налаживание системы управления лесами и лесопользованием в части использования деревьев на производство четырех групп древесной продукции (кругляк, пиломатериалы, древесные плиты, бумага и картон) в России возможно в 2007-2009 годах, причем на основе опыта передовых в лесном деле стран.
И пока не сформируется прослойка общества из арендаторов в виде непосредственных владельцев участков лесного фонда, подрядные работы по рубке деревьев должны предоставлять бригадам и артелям по заготовке древесины лесхозы и лесничества по тем существующим лесоводственным и лесоустроительным требованиям, которые были составлены еще в советское время.
Для России с ее непредсказуемым прошлым даже за прошедшие 15 лет переходной к рыночной экономике ступени развития собственный опыт оказался антинаучным. Он стал слишком упрощенным из-за сведения правил лесного дела к управлению «по понятиям» (например, лес понимается только как кругляк в словах «рубить лес», «вывозить лес», «распилить лес», «продать лес», «купить лес», и пр.).
В итоге даже государственное управление лесным делом в России не соответствует первой заповеди основателя учения о лесе проф. Г.Ф.Морозова. Идеи об экономическом управлении лесами проф. М.М.Орлова полностью извращены и сведены, в конченом итоге, к попенной плате, которая, по сути своей, предусматривает не продажу древесного сырья, а возмещение будущих затрат на корчевку пней, обработку лесной почвы и посадку саженцев (посев семян) для возобновления сведенного древостоя.
Отсутствие достоверной статистической информации за продолжительный период не позволяет сравнивать Россию с СССР, поэтому пришлось обратиться к данным ФАО ООН за период с 1961 по 2004 годы. К большому сожалению, по неизвестным нам причинам в них отсутствовали сведения по площади леса с 1995 года по настоящее время.
Только сравнительная динамика за прошедшие 44 года позволила понять нелогичность поведения СССР и в дальнейшем России в лесной политике и технологии лесного дела.
Еще в 1994-1996 годах можно было разработать концепцию выращивания новых древостоев и лесопользования в России. Время 22-го цикла солнечной активности было безвозвратно потеряно. Половину 23- го цикла (причем самого мощного влияния Солнца на человечество в целом) уже потеряли.
Поэтому за 2007-2009 годы надо успеть разработать и начать внедрение национального долгосрочного проекта «Лесоаграрная Россия» сроком на 30 лет с 2010 по 2040 годы.
Доктрина и технологические рекомендации этого проекта, по предварительным нашим оценкам, потребуют ежегодно вплоть до 2015 года от государства затрат в 350-450 млрд. рублей, к 2030 году они окупятся. Срочно нужно начать реализацию программ лесоводства на уровне лесодефицитных субъектов Российской Федерации с доведением к 2040 году лесистости в них не менее 30 % от общей площади. Нужны также программы сдерживания производства кругляка по России на уровне не более 200 млн. м3 (с учетом вывода из тени объемов криминальной заготовки кругляка).
Резко следует сократить экспорт кругляка, одновременно реализуя программы увеличения производства и экспорта высококачественных пиломатериалов из наличного в России кругляка в 3-6 раз к 2020 году, увеличения к 2025 году объемов производства высококачественных древесных плит в 10-12 раз, увеличения к 2030 году объемов производства высококачественной бумаги и картона в 80-120 раз, расширения производств древесной продукции из древесной муки, древесных пластиков, а также продукции лесной химии в 300-500 раз.
До 2012 года будет отмечено начало технологического прыжка. А если нет, то с 2022- 2024 гг. все же начнется коренная реформа лесного, вкупе с сельскохозяйственным производством (включая импорт и экспорт), дела. Просто Россия в дальнейшем физически не сможет выполнять роль сырьевого придатка приграничных государств, почти даром эксплуатирующих российский лес.
В недалеком прошлом происходила ложная идентификация лесного дела советскими учеными. Советские лесоводы полностью подчинились заготовителям древесины, а те продолжали вести сплошные рубки древостоев, которые нужно остановить.
Нужен был Лесной кодекс, основанный на новой доктрине лесного дела на 2010-2040 гг. Необходимо сокращать рубки главного пользования, в особенности сплошные рубки деревьев, полностью запретить по всей России с 2015 года, тем самым до основания преобразовать ГУЛАГовскую систему лесозаготовительных предприятий до 2020 г.
Заново нужно будет возродить лесное и сельскохозяйственное машиностроение.
Путем устранения причин сознательного искажения статистической отчетности по отраслям лесного дела необходимо заново возрождать тот единственный научный подход, который был заложен трудами лесовода Г.Ф.Морозова и устроителя леса М.М.Орлова. Отсутствие прошлых данных о лесах и лесном деле на уровне субъектов Российской Федерации тормозит развитие лесной науки и лесного дела. Информационно беспомощными являются лесхозы, и даже Рослесхоз в целом. В такой ситуации единственно объективным научным подходом становится сравнительная статистическая динамика.
Благодаря систематизированной за 1961-2004 гг. информации по всем странам мира о лесах и лесном деле, нам удалось выявить закономерности изменения площади национальных лесов 182 стран. При этом 15 бывших советских республик не принимались в расчет, так как Россия оказалась основным преемником, как советского леса, так и лесного дела СССР в целом. Поэтому за 44 года рассматривалось страна под условным названием СССР-Россия. Из учтенных 182 + 15 = 197 стран лучшими по росту площади леса оказались 31 страна, в число которых входил и СССР (Россия пока не в счет, так как нужны данные по лесу за 1995-2005 гг.).
Затем были отобраны по критерию превышения темпов роста площади леса над темпами производства кругляка 10 стран, в их число из-за резкого снижения объемов заготовки круглых лесоматериалов входит и СССР. Системный кризис благотворно сказался на снижении объема заготовляемого кругляка, а эта мировая тенденция осознанного спада уже была в передовых в лесном деле странах почти с 1975 года.
По показателю удельной заготовки кругляка с одного гектара национального леса лучшими оказались всего семь стран: Япония, Италия, Румыния, Греция, Финляндия, Норвегия и СССР.
Закономерности статистической динамики показали, что в СССР не было никакой осознаваемой лесной политики, и объемы лесного дела изменялись с сильным волновым возмущением, приведшим к краху. Причем лесная отрасль пришла бы своему краху и без системного кризиса всей страны.
Современный уровень нагрузки на лесные массивы России по удельной заготовке кругляка является наилучшим, и этот показатель надо удерживать на достигнутом уровне. По валовому показателю заготовки кругляка ни в коем случае не нужно стремиться к высоким результатам, достигнутым в лучшие годы существования СССР (350 млн. м3) и уж тем более не догонять США (около 500 млн. м3), где лес страдает из-за сильного переруба.
Надо также заметить, что США, Канада и Швеция в лесном деле в целом оказались не в числе лучших в лесопользовании стран.
Самая тяжелая и провальная часть лесного дела России - это распиловка наличного кругляка (наличный объем = импорт + производство кругляка - экспорт). До сих пор даже нет ведомства, отвечающего за производство, экспорт и импорт пиломатериалов.
Лучшими по распиловке наличного кругляка были и остаются Япония, Финляндия, Норвегия, Франция, Испания. В России надо увеличить объемы распиловки наличного кругляка в 3-6 раз при коренном перевооружении отрасли пиломатериалов японскими стационарными ленточнопильными станками, шведскими прицепными ленточнопильными станками, финскими прицепными круглопильными и немецкими углофрезерными устройствами.
В 6-10 раз нужно будет сократить объемы экспорта кругляка, причем весьма безжалостными методами, заменяя экспорт кругляка экспортом качественных пиломатериалов, а больше всего, заменяя кругляк экспортом древесных плит, бумаги и картона.
По удельному производству древесных плит лучшими странами оказались Япония, Италия, Греция, Финляндия и Норвегия. В России объем производства в этой сфере лесного дела нужно увеличить в 10-12 раз. Причем Рослесхозу (в ближайшем будущем переименовать в РОСЛЕС) надо срочно начать будировать правительство России и президента по вопросам развертывания отечественного лесного машиностроения прежде всего производству бумагоделательных машин и оборудования, линий по изготовлению древесных плит, древесных пластиков.
Без российского лесного машиностроения все потуги через 8-10 лет будут напрасными (уже с 2015 года из-за того, что значительная часть лесного товарооборота к 2040 г. придется на нашу страну, которая вытеснит все перечисленные выше передовые в лесном деле страны, оставив их позади себя в мировой конкуренции по производству лесной продукции).
Высокое удельное производство бумаги и картона на гектар национального леса имеют всего четыре страны - Япония, Италия, Финляндия и Франция.
Чтобы достичь высокой отдачи от практической реализации лесоаграрного проекта к 2040 году, в России необходимо увеличить производство бумаги и картона в 80-120 раз по сравнению с нынешним уровнем. Одновременно в сельском хозяйстве общая эффективность повысится не менее чем на 30 %, причем это увеличение произойдет как компенсация за облесение сельских территорий высокоаграрных субъектов Федерации, но при этом изменится в лучшую сторону и климат, увеличится плодородие почвы.
Таким образом, по всем отраслям лесного дела наилучшие позиции в мире занимают всего две страны - Япония (первое место) и Финляндия (второе место).
Для некоторых субъектов Российской Федерации, которые нами были объединены по признаку лесоаграрности в группы и семейства, будет полезным опыт и других стран. Для этого необходимо исследовать статистическую динамику за многие десятилетия лесного дела по каждому субъекту федерации, а также по каждому арендатору участков лесного фонда. В проект аренды лесного участка нужно вовлекать и сельскохозяйственные угодья. Опыт лесных фермеров Финляндии показывает, что в среднем из 35 га арендуемых земель одна треть должна относиться к землям лесного фонда, одна треть - к землям сельскохозяйственного назначения и еще одна треть - к водно-болотным комплексам.
Поэтому только занятые деревьями участки земли настоящему арендатору, в общем-то, не нужны, тем более не будет одни только лесные участки арендовать и частный собственник. Закон о частной собственности на лесные и сельскохозяйственные участки, а также на водоохранные зоны и водозащитные полосы должен позволить уже с 2010 года появиться новой прослойке российского общества - частным собственникам на земли.
Чтобы не было кривотолков, сразу же заметим, что частными собственниками лесных участков должны стать преимущественно лесничие и лесники, честно трудившиеся много лет как работники лесхозов и лесничеств, а сами лесхозы должны арендовать лесные земли у государства (в будущем и у частных собственников).