Сегодня, на рубеже индустриального и постиндустриального миров, следует говорить об особом этапе развития в России. В истории российского государства было немало таких периодов, которые связаны с переломными состояниями общества. Культура, как нравственный потенциал, в такие периоды играет особую роль, так как в ней как феномене социального развития человека и общества особое место занимают проблемы духовных ценностей.
Ценностное содержание культуры аккумулируется в таких специфических формах духовной деятельности, как философия, религия, мораль, искусство. Именно в этих формах отражается культурный процесс и одновременно осуществляется поиск новых направлений, новых ориентиров. Словом, содержание культуры определяется тем, какие ценности она вырабатывает в виде жизненных ориентиров, моральных норм, художественных идеалов. Причем, надо особо отметить, что, несмотря на значительную роль, которую в развитии культуры играют достижения в области материального производства, центральное место в ее ценностном содержании занимает человек. Поэтому основная ценность культуры в социуме связана с развитием и обогащением личности, т.е. с гуманистической сферой. Культура проявляется, с одной стороны, в развитии идей гуманизма, а с другой - в нормативных образцах личности, которые реализуются людьми в повседневной жизненной практике.
Высшей и наиболее перспективной формой измененного сознания личности является гуманизм самореализации. Идея гуманизма как самореализации личности, как проявление заложенных в индивиде возможностей и полного, гармонического развития человека берет свое начало в культуре. Культура постоянно создает человеку пространство для проявления добра. Идет непрерывный диалог о добре и зле, вызывая нередко потрясающие чувства, свидетельствующие о способности людей выстоять, нравственно противостоять агрессии зла.
Последние террористические акты в России подтверждают тот факт, что современные проблемы и перспективы развития человечества должны решаться с точки зрения гуманизма. Одним из главных направлений гуманистического содержания культуры является этика ненасилия, развивающая тезис о ценности человеческой жизни. В сфере межгосударственных отношений это - разрешение всех проблем мирным путем. В сфере гражданских отношений, во взаимодействии идей этика ненасилия выступает за смягчение общественных нравов и за утверждение принципа священности и неприкосновенности человеческой личности. Академик А.Д. Сахаров писал, что сверхзадачей человеческих институтов является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое, в частности человеколюбие.
Понятие человеколюбие тесно связано с гуманистическим мышлением, которое проявляется в интеллектуальном плюрализме, идейном многообразии, диалектике духа. Это - мышление множественное, диалогическое, пронизанное доминантой духовной свободы личности, борьбой за человеческую душу. Можно сказать, что гуманистическое мышление - прямой синоним культурному мышлению.
Практическое воплощение гуманистических ценностей в российском обществе оказывается значительнее скромнее и менее заметно. Тем не менее оно существует и есть надежда, что будет крепнуть. Еще в глубокой древности родилась и закрепилась в традиционном обществе первая практическая форма гуманизма - гуманизм милосердия. Он имеет безусловную нравственную ценность: народные обычаи взаимопомощи, гостеприимства, помощь одиноким, больным и убогим. Гуманизм милосердия никогда не потеряет своей ценности, поскольку, к сожалению, существуют и болезни, и катастрофы, и теракты, и потери близких, и одиночество. Гуманизм проявляется также в форме благотворительности и филантропии, что безусловно представляет собой важный элемент культуры.
Высшей и наиболее перспективной формой практического гуманизма является гуманизм самореализации. Идея гуманизма как самореализации личности, как проявление заложенных в индивиде возможностей и полного, гармонического развития человека берет свое начало в культуре. Культура постоянно создает человеку пространство для проявления добра. Идет непрерывный диалог о добре и зле, вызывая нередко потрясающие чувства, свидетельствующие о способности людей выстоять, нравственно противостоять агрессии зла.
Таким образом, определяя контуры современного и будущего российского общества, рассматривая процессы формирования гуманистической личности, мы должны твердо стоять на принципе нравственного приоритета в человеке над его негативным началом. Последнее должно подавляться культурными ценностями, которые человек освоил в процессе социализации и духовного самосовершенствования.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Современные проблемы науки и образования», , 15-20 ноября 2004г. Поступила в редакцию 16.05.2005.