В наши дни не теряет актуальности вопрос не только повышения, но и оценки качества образования. Оценочные показатели качества образования устанавливаются субъективно каждым преподавателем (кафедрой). В самом широком смысле под качеством образования можно понимать степень соответствия образовательных услуг запросам социума. В первую очередь критерии качества образования должны обладать адаптивностью и эффективностью. Под адаптивностью понимается способность быстро реагировать на изменение внешних факторов. Под эффективностью понимают то, что конечный результат должен превосходить затраты на разработку и внедрение системы оценки качества образования. Даже не рассматривая другие возможные критерии видно, что оценка качества образования представляет собой сложную задачу. В наши дни для оценки качества образования используются как традиционные методы (зачёты, экзамены и др.), так и сравнительно новые (модульная система, систематизация контроля знаний [ 1 ]). Одновременно с выше названными, апробированными, но субъективными методами, находят применения и новые. К их числу можно отнести в первую очередь разного вида тестирование. Ведутся работы по созданию различных систем оценки качества обучения, основанных на строгих математических критериях. Предложена математическая модель интегральной оценки качества образовательной системы, учитывающая взаимное влияние показателей качества [ 2 ], рассмотрен новый подход к оценке качества образования с позиции виртуализации процессов творчества и познания [ 3 ]. Но оба предлагаемых метода имеют один существенный недостаток - необходимость выявления и отбора показателей, а также определение их относительной важности и учёт взаимного влияния. В [ 3 ] вводится термин "квант познания" и говорится "... проводятся интенсивные исследования, которые дают вполне обнадёживающие результаты. Это относится и к проблеме экспериментального определения квантов познания." В случае положительного решения этой проблемы (т.е. если будет найден "квант познания") проблема оценки качества знаний отпадёт сама собой, но пока всем работникам высшей школы (и не только высшей) придётся работать "по старинке". И если полагать качество образования как совокупность свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека отвечающих интересам общества и государства, то критерии качества будут весьма отличаться в различных регионах страны. Вряд ли качественно подготовленный физик-теоретик будет отвечать интересам общества в небольшом уездном городке в качестве учителя начальных классов. Возможно поэтому не нужно стремиться разработать универсальную систему оценки качества в масштабах всей страны, которая позволит всех оценить под "одну гребёнку".
Гусаков В.П., Вьялицин А.А., Шебелистова О.В. Математическая модель интегральной оценки качества образования. http:// www. bitpro.ru /ito/ 2003/ VI/VI-0-3169.html
Котенко В.В., Румянцев К.Е., Левендян И.Б., Котенко Д.В. Количественная оценка качества образовательных систем с позиции виртуализации процессов творчества и познания //Успехи современного естествознания. № 11, 2004. с.81.