Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В настоящее время перед нашей страной стоит задача не только приостановления интеллектуальной деградации народа, но и формирования такой системы образования, которая бы воспроизводила культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и придать ему необходимый экономический и социальный динамизм в перспективе, органично войти в мировой рынок и образовательное пространство.

Творчески думающие новаторы-педагогики выдвигают множество интересных проектов по созданию эффективных систем образования. Часть этих проектов успешно реализуется на практике. Однако самая лучшая система образования, замкнутая стенами учебного заведения без востребованности обществом в этой системе может нанести, как это не парадоксально, даже огромный вред и учебному заведению, и личности, и обществу. Любое учебное заведение, опираясь на эффективную систему образования и воспитания, будет, видимо, способно подготовить хорошего, грамотного специалиста. Но возникает вопрос: «Готово ли общество и его производство с крайне низким содержанием труда, слабо или совсем не работающими стимулами и другими серьёзными изъянами «принять» такого человека в систему своих отношений?» На сегодня можно дать, только отрицательный ответ.

Для основной отечественной промышленности все еще главная проблема - высокая степень технического и технологического старения оборудования. В 2003 году средний возраст используемых в России основных фондов составлял 20,1 лет. 67,5% оборудования имеет возраст более 16 лет. По данным Госкомстата РФ, износ оборудования в среднем по промышленности составляет 52,9%, в том числе: в электроэнергетике - 57,3, химической и нефтехимической промышленности - 57, машиностроении и металлообработке - 54,8% .

В особенно сложном положении находится сельское хозяйство. Так, по расчетам специалистов в ближайшие годы (через три года) примерно 60% комбайнов, тракторов и другой техники окончательно выйдут из строя.

Отсюда следует сделать вывод о том, что государственная образовательная политика может быть эффективной лишь в качестве органичной составной части целостной экономической, научно-технической и социокультурной политики. При этом ведущей идеей в концепции образовательной политики должна быть стратегия опережающей качественной подготовки специалистов при демократизации всей системы образования.

В создании современной системы образования в нашем обществе необходимо учесть и другие требования и обстоятельства.

Система образования будет продуктивной лишь тогда, когда в обществе будет высок престиж труда и статус человека знающего, культурного и трудолюбивого. Для этого необходима не только солидная материально-финансовая поддержка, но и социокультурная среда, стимулирующая активность человека в получении и эффективном использовании знаний в созидательной трудовой деятельности.

К сожалению, известно всем, что в этих вопросах существует масса недостатков. Низок престиж труда, особенно среди молодежи. В ее профориентации весомую роль играют ложные и во многом необоснованные ценности. В силу разных причин сокращается удельный вес молодых людей в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях. Так, по данным Российского Союза промышленников и предпринимателей (работодателей), сегодня средний возраст токарей - 56-62 года, слесарей-ремонтников - 55 лет, сверловщиков и шлифовщиков 5-го разряда (6 уже нет) - 55 лет. Из сельских профессий: механизаторов - 59-63 года, трактористов - 62 года.

Известно, что большинство выпускников школ ориентируется преимущественно на очень ограниченный перечень наиболее престижный профессий - экономист, программист, юрист.

В настоящее время на выбор профессии большое влияние оказывает уровень благосостояния семьи. Так, по мнению, сотрудника «Левада-центра» А. Голова, профессии можно делить на «профессии для богатых» и «профессии для бедных».

Директор банка, например, профессия для богатых. Из числа самых бедных россиян, которым не хватает денег даже на продукты, только 6 процентов хотели бы видеть своего ребенка директором банка, например. Из числа тех, кому хватает только на продукты - 13 процентов. Кому хватает еще и на одежду, обувь, но не хватает на товары длительного пользования, - уже 17 процентов. Среди тех, кому хватает и на товары длительного пользования - 21 процент. В ряду «профессий для богатых» оказались профессии предпринимателя, бизнесмена, программиста, специалиста в областях высоких технологий, юриста, экономиста и финансиста.

Однако есть профессии, которые никак не хотят делиться между богатыми и бедными. Мало зависит от материального положения семьи привлекательность профессии военного, офицера, артиста, музыканта, художника, писателя, журналиста, профессора, ученого, преподавателя вуза, владельца магазина, политика, министра и священника. Видимо, эти сферы занятий воспринимаются или как более демократичные, или требующие таланта, который не зависит от достатка, или такого высокого призвания, которое обесценивает все земные категории .

Получив заветную профессию, зачастую молодой человек не может по ней устроится на работу в силу ее невостребованности на рынке труда. Около 75% молодых людей, получивших профессиональное образование, трудится не по специальности, т.е. каждый четвертый. Примерно 60% - заняты неквалифицированным или малоквалифицированным трудом.

В сфере трудовых отношений укоренилось бесправное положение рядового работника. Так, только за 9 месяцев 2004 г. Государственной инспекцией труда в Пермской области привлечено к административной ответственности в виде штрафа 319 руководителей и других должностных лиц. Возбуждено 16 уголовных дел в отношении руководителей, не выплачивающих зарплату боле двух месяцев, вынесено два обвинительных приговора.

Реально нарушений со стороны работодателей гораздо больше. Люди не обращаются в суд и не жалуются в другие государственные органы, опасаясь потерять работу. Недобросовестные же руководители, перешагнувшие грань законности и попавшие в сферу влияния правоохранительных органов, отделываются не значительными штрафами или условными наказаниями.

В условиях деформированных трудовых отношений невозможно эффективное использование образовательного потенциала работников.

Современная экономика ориентирована на удовлетворение потребностей человека. Возникает необходимость в гибком динамичном производстве, где главным является инновационный подход в управлении, технологии, маркетинге. Отсюда с неизбежностью вытекает требование усиления инновационной деятельности во всей системе образования и обеспечение непрерывного её характера. Вместе с тем, необходимо разумное сочетание традиционных и инновационных технологий обучения.

Образовательная система постоянно расширяет свое содержание и структуру. С появлением и развитием информационной индустрии возникает необходимость пересмотра традиционных форм и методов обучения. Нужно не просто больше и дольше учить, а учить по-другому. Здесь есть серьезные проблемы. Так, отечественными учеными-педагога­ми разработано свыше 40 различных критериев эффективного обучения и воспитания. Но они, по мнению академика РАС В. Беспалько, совершенно не пригодны для практической диагностики в учебно-воспитательном про­цессе.

Существующая система образования в ходе реформы почти полностью иск­лючает из этого процесса преподавателя, т.е. того, кто обязан реализовывать ее цели. Уверенность в своих силах, самоуважение и общественный престиж учителя (преподавателя) являются существенными условиями для качественного и эффективного развития системы отечественного образования. При низкой зарплате непрерывно увеличивается учебная нагрузка на учителей школ и преподавателей вузов. Так, за последние годы количество студентов возросло в два раза и сегодня их насчитывается почти 6 млн. А количество преподавателей увеличилось не более чем на 8%.

Система образования не может быть продуктивной без опоры на фунда­ментальные ценности и прогрессивные традиции своего народа, так как логика современного исторического движения ориентируется на межцивилизационное сближение при сохранении конституирующего ядра того или иного этноса, прогрессивных традиций, сложившихся в стране и в конкретном регионе.

При модернизации системы образования в российском обществе важно учитывать как собственный, так и западный опыт. Это приобретает особую актуальность в связи с вступлением нашей страны в Болонский процесс и созданием европейского образовательного пространства.

В условиях быстро меняющегося содержания знаний, постоянного его наращивания всевозрастающими темпами, изменений потребностей в конкретном виде знания очень остро встаёт вопрос о том, чему и как сегодня учить. Нет ни одной современной страны, которая была бы удовлетворена своей системой образования. Кризис образования проявляется в углублении диспропорции между потенциями человеческой культуры, достижениями общества и культурой масс; никогда еще человечество так плохо не использовало достижения науки и техники во благо социального прогресса; усиливается разрыв между достижениями, профессиональным мастерством и действиями в этой области массами и политиками; растут препятствия в распространении того, что должно быть достоянием масс широких слоев населения. Буквально повсюду, в том числе в высокоразвитых странах, ситуация такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец глобальных проблем, сопутствует снижение компетентности правящей элиты. В конечном итоге нарастает число катастроф, усиливается опасность уничтожения жизни на Земле. Главная причина - непрофессиональные действия людей и низкая их социальная ответственность.

В силу этих и других причин повсюду интенсивно осуществляется реформирование систем образования. Главной целью такого реформирования является приведение системы образования в соответствие с новыми требованиями общественного развития. Каждая страна, естественно, решает свои проблемы с учетом сложившихся традиций в культуре и экономических возможностей.

В реформировании образования можно выделить следующие тенденции, которые характерны для развитых стран. Это, прежде всего, демократизация системы образования. Она касается и управления, и реализации учебного процесса.

В реформах современного образования ярко выражено стремление повысить фундаментальность образования, что обеспечивает возможность самообразования любого человека, последующего приобретения им знаний из различных источников и в многообразных формах. Хотя, наряду с этой тенденцией соседствует и противоположная, т.е. ориентация в образовании, да и в науке, на сугубо прикладной характер.

В развитых странах неуклонно идёт рост специалистов с высшим образованием. Увеличивается численность студентов в возрасте 25 лет и старше. В США они составляют около 45 % общей численности обучающихся в высших учебных заведениях. Окончание обучения в Германии наступает в среднем в 28,7 года (по сравнению с 26,4 года в 1984 г., в специальных вузах - в 27,1 года). Более продолжительное пребывание молодых людей в системе образования влечет за собой как положительные, так и отрицательные социальные последствия. В силу ограниченного объема статьи нет возможности подробно на них останавливаться.

Важным направлением реформирования всей системы современного образования является его гуманитаризация и гуманизация. Сегодня имеется ясное понимание того, что образование на любом уровне должно не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность, воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения, готовить его жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения с учетом их социальных последствий и нести за это ответственность.

Сегодня образование в большинстве развитых стран стало бесплатным и массовым. Это объективно ведет к ликвидации или, по крайней мере, к ослаблению иерархического характера школьной системы, расшатывает прежнюю кастовость и обособленность различных направлений школьной учебы.

В нашем обществе, к сожалению, наблюдается противоположная тенденция. Образование все больше становится платным и элитарным.

В развитии системы образования возрастает роль средств массовой информации (СМИ). Они порой заменяют процесс обучения или выступают дополнением к нему. СМИ очень жизнеспособны, ведут к возникновению альтернативных форм и методов обучения.

Всё большее внимание в системе образования уделяется развитию аналитических и информационных способностей людей. Это требование НТП. Так, в развитых странах в обмене новой информацией участвует от 15 до 30 % инженеров, преподавателей вузов и научных работников. В консультативных фирмах США занята десятая часть всех специалистов страны. Изменяется система включения работника в производственный процесс. Сегодня в США около 15 млн. человек занято в сфере электронного надомничества. В нашей стране в настоящее время обозначился поворот государственной политики к процессам информатизации. По расчетам ведущих экспертов к 2010 году рынок информационных технологий в России составит около 40 млрд. долларов, что более чем в 5 раз выше показателя 2003г. А к этому же в России в сфере информационных технологий будет занято приблизительно 5% трудоспособного населения страны, или порядка 3,5 млн. человек. Для сравнения: в 2001 г. в этой сфере было занято 1,4% трудоспособного населения страны.

В силу развития данной тенденции неизбежно возрастает роль компьютерных информационных технологий в образовании. Возрастают требования к учебному процессу. Эти требования невозможно выполнить без использования новых современных технологий обучения. И здесь на первом плане, несомненно, стоит компьютеризация всего образования.

Они дают возможность универсального выхода к необходимой информации и предоставляют невиданные возможности оперирования ею. Информатизация образования является важнейшим шагом на пути к созданию информационного общества.

В связи с ростом требований к интеллектуальному уровню будущих специалистов всё большее внимание уделяется индивидуализации их обучения, поиску наиболее эффективных механизмов их адаптации и на производстве, и в социокультурной, и бытовой сферах. Известно, например, что педагоги американских колледжей в течение десяти лет следят за судьбой каждого выпускника, за успехами в работе и жизни. Любой сбой, первый же сигнал о недостаточной подготовленности специалиста служит поводом для корректировки учебных программ.

Сегодня явственно проступает стремление к интеграции образования как на национальном, так и на мировом уровнях. Речь идёт о совместимости различных форм и систем образования, которая бы обеспечивала как преемственность в образовании, так и наиболее эффективные, комплексные решения его методического обеспечения. Ныне в этой области осуществляются большие международные проекты через многие как правительственные, так и неправительственные организации, и, прежде всего, через ЮНЕСКО. Постоянно увеличивается сотрудничество в сфере образования между различными странами, возрастает доля учащихся, получающих образование за пределами своей страны. Из приблизительно 60 млн. студентов, обучающихся в вузах мира, около 1 млн. учащихся являются иностранными студентами. Европейское сообщество ставит задачу уже в ближайшие годы довести количество студентов, обучающихся за пределами своей родины, до 10 %.

Формирование единого образовательного пространства в том или ином крупном регионе мира, например в Европе, ни в коей мере не должно привести к формированию некой единой, универсальной системы образования без учета исторических традиций, особенностей культуры той или иной страны. Наряду с несомненными достижениями в сфере образования развитых стран имеют место и серьёзные проблемы. К их числу относится снижение качества обучения, рост функциональной неграмотности. Даже в США функционально неграмотных насчитывается 25 млн. человек. Ежегодные прямые потери от этого исчисляются суммой в 20 млрд. долларов. В нашей стране это проблема стоит не менее остро.

Тем более, общеизвестно, что российское государство крайне мало уделяет внимание образованию, науке, культуре и здравоохранению. Складывается впечатление, что государство в ближайшей перспективе вообще становит задачу избавиться от опеки этих важнейших отраслей и сфер жизнедеятельности общества.

Казалось бы, в официальных документах федеральной власти и в устных выступлениях первых лиц государства присутствует прогрессивные предложения по модернизации системы образования, но почему-то налицо массовое недовольство родителей и учеников, учителей и даже ректоров. Почему так получилось? Разработать и эффективно провести такого рода реформу невозможно только усилиями изнутри отрасли и профессионального сообщества. Заказчиком услуг школ, техникумов и вузов является общество. Оно и должно определять, что ему надо от системы образования для обеспечения конкурентоспособности России, если речь идет о человеке, мы нуждаемся в очень многом. Это не только сумма знаний, но и навыки самостоятельного приобретения. Это не только механическое перенесение на нашу почву учебных курсов по основам рыночной экономики, но и умение подрастающего поколения социализироваться в нашем непростом мире. Это, наконец, овладение не только тонкостями товарно-денежных отношений, он и всем богатством общечеловеческих ценностей, моральных и этических установок.

Сегодня особенно очевидна опасность регрессивного движения нации от духовности и образованности к невежеству. И здесь велика роль самообразования. Самообразование - это высшая форма обучения, это образ жизни человека. Важнейшим средством самообразования выступает чтение. Оно во многом способствует формированию сознания, обогащает духовный мир человека, побуждает мыслить.

К сожалению, современное поколение стало заложником низкопробной литературы, телепередач, преимущественно криминального характера, где господствует пошлость, цинизм, культ силы. Неограниченная свобода писать (публиковать) и говорить, что вздумается - это социальная и культурная аномалия. При этом СМИ не просто информируют и просвещают граждан, а тотально навязывают определенные нормы и правила жизни, тем самым лишают слушателя, читателя, зрителя свободы выбора. Это ничто иное, как манипулирование общественным сознанием. Пока медио-бизнес и журналистское сообщество не осознает свою социальную ответственность перед гражданами России.

Отсюда следует вывод, что систему образования в современном обществе нельзя ограничивать только стенами учебного заведения и соответствующими программами. Изменяется и роль преподавателей.

Технические достижения XX века в области связи и информатики привели к тому, что в мире сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей - информационно-телекоммуникационное пространство, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ, трудно определимая национальная принадлежность его объектов и возможность анонимного доступа к имеющимся ресурсам.

Основой для его формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Их число постоянно растет, и, вероятно, в ближайшие 5-7 лет преобладающее большинство населения Земного шара будут иметь постоянный доступ к компьютерной сети.

Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, и связывать ее поставщиков с потенциальными потребителями с такой скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить.

Однако, надо иметь в виду, что любые формы и методы обучения имеют не только достоинства, но и определенные недостатки. Это относится и к Интернету, и к новым информационным технологиям.

Главным действующим объектом в этих технологиях и методах обучения должна быть личность обучаемого. Личность обучаемого - это не только и не столько объект воздействия, сколько ее субъект.

К сожалению, в ходе реформирования системы образования в трансформирующемся российском обществе совершенно не учитывается личностный фактор. Реформирование (читай - модернизация) образования осуществляется без участия ее субъектов: учителя (преподавателя) и учащегося (студента). Речь в данном случае даже не идет об общественности, которая является одним из главных субъектов реформирования чего-либо, в том числе, и образования. Общественность имеет весьма смутное представление о сути модернизации образования. Да и сами реформаторы не имеют четких ориентиров и соответствующих механизмов модернизации образования.

Из статьи следует вывод: если общество не участвует в реформировании того или иного социального института (в данном случае - образования), то это реформирование обречено на провал.