В рамках реализации исследовательского этапа программы в течение 4-х лет проводится анкетирование и комплексное тестирование с использованием модернизированной анкеты, учитывающей профильность учебного заведения студентов 1-го года обучения, разделенных на следующие группы:
1-я группа - студенты общего потока поступления в колледж;
2-я группа - студенты, имеющие медицинский стаж не менее 10 месяцев на момент поступления;
3-я группа - студенты-выпускники медико-биологических классов.
Использование комплекса психологических методик при тестировании студентов 1-го года обучения («Шкала самооценки», «Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)», методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности) позволяет более полно определить уровень и сроки адаптации каждого студента к учебному процессу. Краеугольным моментом изучения анкет является выявление и анализ трудностей, которые студент испытывает в первые недели обучения в медицинском колледже с целью дальнейшей разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс рекомендаций по устранению или ограничению факторов и причин, препятствующих и увеличивающих сроки его адаптации к особенностям организации учебного процесса.
Студенты 1-й группы, общего потока поступления, составляли 55,5% от исследуемого контингента. У них выявлено наибольшее число трудностей и проблем, приводящих к психологическому дискомфорту и требующих проведения мероприятий по коррекции и устранению их.
Студенты данной группы испытывали усталость от большой учебной нагрузки, продолжительности занятий, скорости подачи материала, смены учебных баз, изучения медицинской терминологии, что приводило к неполному восприятию или непониманию учебной информации. К нарушению психологического здоровья студентов приводило волнение, страх при ответе в новом студенческом коллективе, при получении отрицательных оценок. Отмечено значительное увеличение (по сравнению с 2-мя другими исследуемыми группами) временного фактора адаптации к новому педагогическому коллективу и требованиям, предъявляемым преподавателями, наибольшей процент возникновения межличностных конфликтов между студентами в группе и студентами - преподавателями.
Студенты 2-й группы составляли 5,5% от всего исследуемого контингента имели навыки практической деятельности, общения с медицинским персоналом и пациентами, владели знаниями медицинской терминологии, что являлось положительным моментом при подготовке их к клиническим занятиям. Основной проблемой, увеличивающей сроки психологической адаптации студентов данной группы было нарушение структуры учебного процесса (восприятие-запоминание-формирование понятий-формирование навыков), т.е. отсутствие теоретического обоснования выполняемой ими практической деятельности при работе в лечебно-профилактических учреждениях.
Студенты, составившие 3-ю группу - выпускники медико-биологических классов, 39% от общего числа исследуемых, занимались в течение 2-х лет по специально разработанной программе, включающей постепенное увеличение учебной нагрузки, изучение новых тем, терминологии, с проводимой профессиональной ориентацией.
Анализ обработанных данных теста «Шкала самооценки» бывших учащихся медико-биологических классов, входящих в состав студенческих групп нового набора, показал, что уровень личностной и реактивной тревожности у данного контингента учащихся варьирует в пределах нормы.
Таким образом, стабильность психологического здоровья выпускников медико-биологических классов сохранялась, прежде всего, за счет неменяющихся условий школьного обучения и постепенного знакомства с учебными клиническими базами, педагогическим составом.
Преимущества обучения учащихся старших классов в медико-биологических классах очевидны в плане адаптации к организации учебно - воспитательного процесса в среднем профессиональном учебном заведении.
Во-первых: учащиеся медико-биологических классов - потенциальный абитуриент получают полную информацию о специальности, ее возможностях и перспективах.
Во-вторых: учащиеся медико-биологических классов получают базу специальных знаний, профессиональную ориентацию, навыки интеллектуального труда.
В-третьих: учащиеся медико-биологических классов легче адаптируются к условиям обучения в ССУЗе, так как постоянно общаются с преподавателями медицинского колледжа. Они осознают ответственность за качество знаний, появляется мотивация их получения, тем самым у них не возникает проблем психолого-педагогической несовместимости.
В-четвертых: учащиеся медико-биологических классов не только аккумулируют знания, умения, навыки, но и самоутверждаются в культурном и социальном плане, становятся более самостоятельными.
В-пятых: у учащихся медико-биологических классов отсутствуют, либо прослеживаются в минимальном процентном соотношении проблемы, вызывающие дискомфорт у студентов 1-го года обучения (по сравнению с 2-мя другими исследуемыми группами) таких как:
- несоответствие профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
- несовпадение учебных и профессиональных интересов;
- возникновение конфликтных ситуаций с преподавательским составом.
Анализ психологического тестирования позволяет сделать вывод о наличии трудностей в установлении межличностных отношений в новом студенческом коллективе у студентов 1-го года обучения, в том числе и учащихся медико-биологических классов, что объясняется особенностями психологии юношеского периода и предполагает разработку плана психологических мероприятий по устранению или коррекции данных трудностей индивидуально для каждого студента.
Таким образом, обобщенные результаты тестирования и анкетирования позволяют сделать вывод о несомненном преимуществе досузовского профильного медицинского образования (школа - среднее специальное учебное заведение), необходимости личностного подхода к индивидууму с целью ускорения его адаптации при переходе от среднего общего к среднему профессиональному обучению.