В соответствии с "Положением" главными целями и задачами муниципального экологического контроля являются:
- контроль исполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдение требований, в том числе нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности;
- выявление, предотвращение и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды;
- контроль выполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности планов мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды;
- контроль соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности норм и правил обращения с отходами производства и потребления;
- контроль организации субъектами хозяйственной и иной деятельности производственного экологического контроля;
- своевременное и качественное выполнение мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды в рамках утвержденных федеральных, областных, муниципальных экологических программ; районных планов мероприятий по охране окружающей среды;
- проведение проверок и участие в согласовании плановых и фактических платежей, осуществляемых субъектами хозяйственной и иной деятельности, расположенными на территории района, за негативное воздействие на окружающую среду;
- организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе;
- участие в выдаче лесорубочных билетов;
- участие в установленном порядке в предоставлении участков леса в аренду;
- участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения района при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
- -посещение с целью проверки предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории района, с составлением акта, протокола;
- подготовка предложений Главе района, а по поручению Главы района - органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды, о приостановлении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушениях требований в области охраны окружающей среды;
- участие в мониторинге окружающей среды;
- подготовка предложений государственным органам, действующим в рамках государственного экологического контроля, по лимитированию и лицензированию природопользования, в том числе, воздействия на окружающую среду субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории района;
- выполнение других задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положение предусматривает, что для осуществления всестороннего муниципального экологического контроля, могут привлекаться различные государственные структуры: органы госсанэпиднадзора, УВД и др.
Разделом 5 Положения определены полномочия органов и должностных лиц по осуществлению муниципального экологического контроля. Разделом 6 Положения предусмотрены обязанности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Статья 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля как в органы исполнительной власти, так и в органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный экологический контроль. Данная статья действующего законодательства существенным образом повышает статус муниципального экологического контроля.
Принятие Положения о муниципальном экологическом контроле и реализация его на практике позволяет не только правовыми и организационными методами улучшать систему контроля за воздействием на окружающую среду, но и своевременно предотвратить (пресечь) нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, что непременно приведет к улучшению качества окружающей среды, ее оздоровлению.