Существо предлагаемой электрогидравлической системы раскрывается на примере управления шарнирно-стержневым манипулятором с тремя гидроцилиндрами Манипулятор включает смонтированный на небольшом основании гидросиловой блок, куда входят электродвигатель с насосом, бак для рабочей жидкости и другие устройства. Блок несёт на себе шарнирно-сочленённю стрелу, она же шарнирно-стержневая стрела с крюком на конце.
Привод и система управления манипулятора включают малогабаритную и простую тиристорную схему для бесступенчатого регулирования частоты вращения электродвигателя и электроуправляемые клапаны (электрокраны) для переключения гидроцилиндров. Краны и электрическая схема управления сосредоточены в одном блоке, а непосредственно управление осуществляется от выносного электрического пульта.
Работа манипулятора сопровождается технологическим варьированием скорости перемещения штоков гидроцилиндров, что, в свою очередь, достигается изменением производительности насоса, при этом первичным регулятором этого процесса является изменение частоты вращения электродвигателя. Для этого применен коллекторный электродвигатель переменного тока, который выполнен с последовательным возбуждением и не имеет стабилизированной частоты вращения. Цепь управления электродвигателем снабжена также переменным сопротивлением, которое встроено в выносной электрический пульт, и функционирует во взаимодействии с тиристорным регулятором частоты вращения. Тиристорное регулирование двигателя переменного тока в составе электрогидравлической системы создано впервые и защищено патентом РФ.
Усовершенствованная схема тиристорного регулирования электродвигателем отличается следующими показателями и техническими новшествами:
- сочетание коллекторного регулируемого электродвигателя переменного тока и усовершенствованной тиристорной схемы регулирования; применительно к гидроприводам циклического действия такое техническое решение является неординарным;
- незначительная сила тока и поворотно-кратковременный режим работы позволяют применять маломощные двигатели и задействовать их не только от электросети, но и от других источников электроэнергии;
- усовершенствованная тиристорная схема регулирования обеспечивает простыми средствами плавное, глубокое и бесступенчатое регулирование частоты вращения двигателя и, следовательно, подачи насоса и скорости движения исполнительных гидравлических устройств;
- тиристорная схема регулирования не допускает непроизводительных затрат электроэнергии - холостых пробегов двигателя, характеризуется простотой конструкции, отсутствием перегрева, высоким к.п.д., экономичностью и запуском под нагрузкой.
В грузоподъёмных средствах с электроприводом обычно применяют асинхронные электродвигатели повышенного скольжения (серии АС и АОС), с повышенным пусковым моментом (АП и АОП) и двигатели с фазным ротором (АК и АОК). Однако подобные двигатели обеспечивают в основном "растянутый" пуск, воспринимают перегрузки при разгоне и торможении системы.
Нагрузочная характеристика асинхронных электродвигателей, в частности незначительное "автоматическое" регулирование частоты вращения от n0 до n мах зависит от передаваемого момента Т. Это "регулирование" является по существу просадкой (скольжением) двигателя при повышенной нагрузке. Частота вращения такого двигателя зависит от количества пар полюсов (при двух парах, например, n0 = 1500 мин -1). А синхронный двигатель предъявляет высокие требования к качеству электроэнергии.
Исследования показали, что коллекторный электродвигатель с последовательным возбуждением может работать и на переменном токе.
Тиристоры потребляют мизерную энергию, долговечны и миниатюрны. Вся система регулирования малогабаритна и компактна. Схема характеризуется также существенным снижением силы тока в обмотках якоря, что предотвращает искрение и перегрев двигателя, снижает электропотребление. Двигатель работает в экономичном режиме почти постоянной мощности.
Бесступенчатое регулирование скорости движения стрелы способствует безопасности и высокой точности позиционирования при выполнении рабочих операций.
Благодаря этому, предложенная оригинальная схема регулирования способствует энергосбережению и улучшению эксплуатационно-технологических показателей грузоподъёмных средств.