Неблагоприятные факторы в экономике, экологии и социальной сфере страны влияют на здоровье нации в целом, но особенно уязвимы к ним дети и подростки. К тому же подростковый возраст характеризуется резкими изменениями в физиологической и психологической сферах ребенка. Это придает дополнительные трудности в выявлении и коррекции отклонений и нарушений в психологической сфере подростков. Поэтому исследование, предметом которого являются социально-психологические особенности детей подросткового возраста, имеющих различные соматические заболевания, приводящие к нарушениям в психологической сфере особенно актуально.
Изучением влияния на личность различных соматических заболеваний занимались такие ученые, как Р.А. Лурия, Б.В. Зейгарник, Ф.В. Бассин, В.В. Николаева, Б.С. Братусь, М.С. Лебединский, Г.В. Морозов, Г.Х. Шингаров, Г.И. Царегородцев, В.В. Ковалев, В.Н. Мясищев и другие. Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Николаева в своих исследованиях приходят к выводу, что в условиях соматического заболевания возникает новая жизненная ситуация, создающая дефицитарные условия для развития личности.
Социальная ситуация определяет путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития. Соматическое заболевание можно сравнить с кризисным периодом в жизни ребенка, во время которого происходит распад сложившейся социальной ситуации. У детей, имеющих хронические заболевания к подростковому возрасту происходит своеобразное наложение кризисов друг на друга, приводящее к развитию ситуации «резонанса», когда последствия одного кризиса усугубляются другим.
Задачами нашего исследования стали: изучение социально-психологических особенностей детей среднего и старшего подросткового возраста, имеющих хронические заболевания, создание на этой основе рекомендаций по их социальной адаптации, разработка коррекционных и развивающих программ психологической помощи.
Решение указанных задач в полной мере позволит более эффективно предотвращать на начальном этапе развития деструктивные изменения в личности подростков, страдающих хроническими заболеваниями, проводить коррекционно-реабилитационную работу с ними и с членами их семей.