Актуальность изучения физиологических эффектов мелатонина объясняется его многообразным действием на различные процессы жизнедеятельности. Основная роль мелатонина все-таки связана с влиянием на суточные и сезонные биологические часы и этапы индивидуального развития и полового созревания. Особый интерес представляет изучение возможностей заместительных схем терапии препаратами мелатонина в коррекции возрастного десинхроноза у лиц пожилого и старческого возраста, когда собственная продукция мелатонина снижена.
Материалы и методы исследования: В плацебо контролируемом исследовании было задействовано 97 человек (обоих полов) в возрасте 65-91 год. Из них 63 человека принимали синтетический мелатонин («Мелаксен») и 34 человека - в группу «P» (применялось плацебо). Средний возраст обследованных в двух группах не различался («М»: 80.7±0.8 лет; «P»: 78.7±1.2 лет). Алгоритм исследования включал в себя 3 этапа, соответствующие трем последовательным неделям исследования. На 1-ой недели (контроль) в обеих группах проводились круглосуточные измерения температуры тела в 03:00, 08:00б 11:00, 14:00, 17:00, 20:00 и 23:00 ежедневно, не нарушая сна в ночные часы. На 2-ой и 3-ей неделях в 22:30 ежедневно применялся, либо мелатонин в виде препарата «Мелаксен» (группа «М»), либо плацебо (группа «П»).
Результаты и их обсуждение: Гипотермический эффект мелатонина был очевиден только в ночное время (р<0.01). Средние значение температуры тела в дневные часы значимо не изменились. Поскольку прямое влияние мелатонина критически зависело от времени суток, можно говорить о «хроноселективном» эффекте мелатонина. В свою очередь, прямой хроноселективный физиологический эффект мелатонина может быть одной из причин его хронобиотического эффекта. Последний проявляется, в первую очередь, в качестве синхронизирующего и, вероятно, имеет под собой две причины: а) время-зависимый прямой эффект мелатонина на средние значения физиологических показателей и б) снижение как межиндивидуальной так и внутрииндивидуальной (цикл от цикла) вариабельности показателей. На фоне применения мелатонина для температуры тела произошло возрастание циркадианной амплитуды и вклада суточного ритма в спектр, причем степень повышения амплитуды имела обратно пропорциональную зависимость от ее исходной величины (p<0.01) и зависела от положение акрофазы (р<0.001). Таким образом, эффективность мелатонина в коррекции проявлений возрастного десинхроноза зависит от исходных, индивидуальных особенностей суточной ритмичности температурного гомеокинеза.