Материал и методы. Обследован 21 больной СД типа 2 без клинических признаков ИБС, но с наличием 2-5 факторов риска. Все пациенты были мужского пола в возрасте от 37 до 72 лет (54,2±11,1 лет). Продолжительность заболевания составляла 8,8±5,4 года. Больным записана электрокардиограмма (ЭКГ) в покое, с целью выявления ишемии миокарда проведен тредмил-тест (ТТ). Критерием остановки были электрокардиографические или клинические признаки ишемии миокарда или достижение субмаксимальной (90 % от максимальной) частоты сердечных сокращений. Полученные данные обработаны методами непараметрической статистики с использованием пакета Statistica 5.0 (StatSoft, США).
Результаты. У трех больных (14,3 %) результат нагрузочного теста оказался положительным, причем у одного пациента ЭКГ-признаки ишемии миокарда сопровождались типичным приступом стенокардии, а у двух других наблюдалась безболевая ишемия миокарда. Еще у 9 пациентов (42,9 %) при отрицательном результате ТТ были отмечены депрессия сегмента ST менее 0,1 мВ, или/и желудочковая или суправентрикулярная экстрасистолия при нагрузке, или/и нарушение внутрижелудочковой проводимости в виде расщепления комплекса QRS. Согласно данным W.Kannel с соавторами (1987), А.Л.Верткина с соавторами (1995), эти изменения могут быть признаками "скомпрометированного" коронарного кровотока, поскольку при сопоставлении результатов холтеровского мониторирования ЭКГ и нагрузочной сцинтиграфии миокарда у 35 % этих больных авторами отмечен дефект перфузии миокарда, а при наблюдении за этой группой в течение года выявлено около 25 % случаев клинических проявлений ИБС. Учитывая вышесказанное, а также тот факт, что частота ложноотрицательных результатов нагрузочного ЭКГ-тестирования составляет, по данным разных авторов, от 10 до 37 %, логично полагать, что у части пациентов с подобными "малыми признаками" ограничения коронарного кровотока на самом деле при физической нагрузке развивается ишемия миокарда, не имеющая общепринятых ЭКГ-проявлений, а другая часть больных данной группы имеет повышенный (по сравнению с пациентами с неизмененной ЭКГ) риск развития ИБС в ближайшие годы. Таким образом, по результатам ТТ оказалось возможным разделить больных на две группы: I - с отрицательным результатом ТТ и неизмененной ЭКГ (n=9) и II (n=12), в которую вошли лица с положительной пробой или с наличием "малых признаков". Пациенты II группы имели достоверно (двусторонний критерий Манна-Уитни) более низкую по сравнению с I группой толерантность к физической нагрузке, что выражалось в меньшем уровне (7,2±2,3 против 9,5±1,6 MET, p<0,05) выполненной нагрузки. Этот факт, на наш взгляд, свидетельствует об определенном клиническом сходстве больных II группы.
Заключение. В диагностике ИБС у больных СД типа 2, помимо традиционной оценки ТТ, целесообразно выделять группу пациентов с отрицательным результатом нагрузочной пробы, но наличием "малых признаков" скомпрометированного коронарного кровотока. Можно полагать, что часть ее составляют лица с ложноотрицательным результатом ТТ, а также доклиническими формами ИБС. В обеих ситуациях данные пациенты требуют повышенного внимания: проведения нагрузочного ЭКГ-тестирования в динамике, а в случае повторного получения неоднозначных результатов - применения стресс-эхокардиографии или нагрузочной сцинтиграфии миокарда, коронарной ангиографии.