Часто трихомониаз протекает субъективно, бессимптомно: 20-40% женщин и 60-80% мужчин, у которых обнаруживаются T. vaginalis, не предъявляют никаких жалоб. При беременности, в послеродовом периоде, на фоне приема алкоголя, снижения иммунологической реактивности может произойти манифестация инфекции.
Сложность и неоднозначность патогенеза трихомонадной инфекции обусловлены, наряду с состоянием клеточного и гуморального иммунитета, интеграционными и конкурентными взаимоотношениями патогенных микроорганизмов, формирующих индивидуальный микробиоциноз мочеполовых путей у больных урогенитальным трихомониазом. Необходимо отметить, что способность влагалищных трихомонад осуществлять незавершенный фагоцитоз различных инфекционных агентов и способность служить резервуаром для многих патогенных бактерий и вирусов объясняет как многоочаговость поражения при данном заболевании, так и проблемы, связанные с его идентификацией и лечением.
Интересно, что в течение последних лет среди пациентов с урогенитальным трихомониазом увеличилась и частота выявления амастиготных форм влагалищных трихомонад - метаболически малоактивных особей паразита, лишенных органоидов движения, что значительно затрудняет диагностику инфекции и при отсутствии соответствующей терапии, способствует формированию трихомонадоносительства у таких больных.
В настоящее время препараты нитро-5-имидазолов являются единственной группой лекарственных средств, эффективных в отношении T. vaginalis. Несмотря на это, все чаще стали регистрироваться неудачи в лечении урогенитального трихомониаза. Частота рецидивов инфекции при использовании в терапии заболевания препаратов группы нитроимидазола, по сообщениям разных авторов, составляет от 20 до 40%.
По мнению ряда исследователей, применяемые сегодня методы этиотропной терапии урогенитального трихомониаза недостаточно эффективны. Отчасти данный факт объясняется увеличением в человеческой популяции штаммов влагалищных трихомонад, резистентных к действию метронидазола и его производных.
Таким образом, проблемы терапии урогенитального трихомониаза требуют, с одной стороны, модернизации уже существующих схем и методов лечения заболевания, а с другой - диктуют необходимость поиска альтернатив существующим способам санации инфекции.