Облик мира в третьем тысячелетии меняется под влиянием усиливающихся процессов глобализации, интернационализации в сферах экономики, политики, науки, образования и культуры. Понятно, что и население стран становится все более разнообразным.
Уже давно осознана необходимость построения системы, способной обеспечить потребности общества в грамотных и гуманистически ориентированных педагогах, способных преподавать в поликультурном обществе.
Перемены в жизни американского общества потребовали существенной переориентации как целевой направленности вузовского образования, так и оптимизации конкретных форм, средств и методов обучения, поиска новых путей повышения эффективности подготовки специалистов. Интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни потребовали от высшей школы внесения в структуру образования существенных изменений.
Общечеловеческая проблема формирования личности учителя многонациональной школы для поликультурного многоконфессионального региона, отвечающего запросам и критериям XXI века, приобретает особую актуальность.
В решении проблемы подготовки будущих учителей в педагогических учебных заведениях для многонациональных школ заинтересовано гражданское общество. Полиэтническое подрастающее поколение которого нуждается в новом миропонимании, служащем своеобразной платформой понимания того, что в современном многополярном, многовекторном мире различие национальных образов мира и религиозных учений утверждается не в форме конфликта, раздора, разногласий, а в форме продуктивного партнерства - сотворчества, диалога национально-духовных культур и цивилизаций, в котором обнаруживаются возможности уважительного, толерантного единения народов, формирования основ межнациональной культуры, формирования интереса и бережливости к культурно-исторической самобытности своей и других народов, способности противостоять разрушительным процессам, ведущим к зарождению антиэтнических убеждений, настроений и эмоций в многонациональном обществе.
В связи с этим, возникает огромный интерес к теоретическим и методическим подходам организации обучения и подготовки студентов высших учебных заведений, готовящихся к работе в многонациональной школе США.
Уровень подготовки учительских кадров в стране постоянно улучшается и изменяется. Роли учителя в США становятся всё более эклектическими из-за разнообразия культурных аспектов жизни общества. В глобальном процессе модернизации образования приоритетным направлением выступает воспитание подрастающего поколения в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культур, готовности к диалогу с различными культурами.
В США идеи поликультурного образования, в силу объективных причин, разрабатываются и реализуются особенно активно. Целостная картина идеи поликультурного образования и способов его реализации в практике общеобразовательной школы обуславливает появление новых элементов и приоритетов в обучении будущих педагогов, процесс изменения педагогической культуры учителя.
Поликультурное образование - сложное, многоаспектное понятие, объединяющее различные подходы к решению проблем, связанных с расовой, этнической, культурной неоднородностью американского общества. Теоретики поликультурного образования в США необоснованно широко трактуют понятие «культурного меньшинства», включая в него женщин, представителей разных социальных слоев населения, сексуальные меньшинства.
В рамках поликультурного образования сложились основные направления со своими целевыми установками, содержанием, технологиями: освоение учащимися собственной культуры; подготовка учащихся к жизни в полиэтнической среде, преодоление негативных стереотипов по отношению к представителям иных этносов; преподавание с учетом социально-культурных особенностей детей.
На каждой монете, выпущенной правительством Соединенных Штатов Америки, вычеканены латинские слова: "Е pluribus unum", что означает "Из многих - единое", девиз, напоминающий о том, что США - страна, состоящая из многих частей. «Части» - это и 50 штатов, образующих единое государство, и множество различных народов, прибывших со всего земного шара. Американское общество исторически складывалось как полиэтническое общество на иммигрантских основах. Поэтому в США столь актуальны тенденции демократизации образования, его обязательности, поиска путей организации качественного массового обучения, воспитания толерантности к иным расам, религиям и культурам.
Поскольку простое дополнение информации этнического характера к существующим программам не может обеспечить поддержки и принятия всеми людьми национального и культурного многообразия американского общества, назрела необходимость интеграции этнического содержания во все преподаваемые предметы на протяжении всех лет обучения.
Следует особо подчеркнуть, что США раньше всех других стран столкнулись с проблемой совместного существования представителей разных наций, вероисповеданий и культур. Характерной чертой иммиграции второй половины 20 в. явилось изменение этнического состава за счет «цветного» населения, численность которого в ряде городов даже превышала численность белого.
По словам историков поликультурного образования, в первой половине 20 в. (1920-1950-е гг.) расширение этнического и культурного состава США явилось главным фактором, актуализировавшим проблему взаимодействия и взаимопонимания между расами и этносами. История развития США характеризуется постоянным притоком иммигрантов, что значительно повлияло на формирование американской нации, этнический состав населения страны. Иммигранты были менее образованы, обладали меньшим уровнем языковой компетенции и профессиональной квалификации.
Однако во второй половине 20 века подобная идеология утратила актуальность. Прибывающие в страну выходцы из Латинской Америки и Азии стремились сохранить языковую, религиозную и культурную идентичность, развивая при этом свое историческое наследие и независимость от иных культурных групп. Это не могло не отразиться на разнородном составе американского общества, представлявшего собой так называемую «мозаику» из разных наций, культур, вероисповеданий и социоэкономических статусов.
Главным событием этого периода историки называют возвращение афроамериканцам прав, которые были включены в федеральную конституцию в 60-70-е гг. 19 века. Закон запрещал дискриминацию небелых американцев при устройстве на работу, приобретении жилья, также были сняты ограничения их избирательных прав. Например, в Колледже Филандера Смита (Philander Smith College), штата Аризона, основанный как «исторически черный» (historically black) в 1883 году, факультет педагогики одним из первых в США стал осуществлять набор студентов, не взирая на расовую и этническую принадлежность, вероисповедание и национальность. Государственный Университет штата Алабама (Alabama State University) также играет немаловажную роль в образовании и подготовке учителей афроамериканцев с 1886 года.
По свидетельству историков, 60-е гг. 20 века характеризуются оттоком белого населения в пригороды из-за нежелания проживать по соседству с цветными, получившими право селиться в городских районах. Расизм, исчезнувший из законодательства, продолжал доминировать в сознании большинства белых американцев. Таким образом, в США был образован 41 педагогический колледж и университет, исторически основанных как высшие учебные заведения для «темнокожих» (например, Университет Ховард (Howard University) в округе Колумбия, Бетун-Кукман Колледж (Bethune-Cookman College) в штате Флорида.
Для понимания важности исследования этнопедагогической и этнопсихологической культуры будущих учителей многонациональной школы в системе педагогического образования много дает социокультурная и этнокультурная действительность общества, в котором происходит активное возрождение, взаимопроникновение и обновление национально-духовных культур на современном этапе развития общества.
Содержание педагогической подготовки в 1980-1990-е гг. в основном реализует идеи гуманистической, когнитивной психологии. Ведущей целью выступает развитие личности будущего учителя. Задача подготовки заключается в формировании образованного, культурного, критически мыслящего специалиста, способного решать не только узкоспециальные, жизненные и локальные проблемы, но и общенациональные, и даже глобальные. В этом плане интересным является опыт некоторых американских вузов.
Так, в Калифорнийском государственном университете-Фрезно (California State University-Fresno) общепрофессиональная программа подготовки учителя развивается вокруг единой, принятой в образовательном учреждении темы: «Изменения в поликультурном обществе: лидерство в новом тысячелетии» («Making a Difference in a Diverse Society: Leadership for a New Millenium») [1].
Так, в колледжах и университетах Арканзаса (Университет Арканзаса в Пайн Блаффе (University of Arkansas at Pine Bluff)), Калифорнии (Государственный университет Калифорнии-Бейкерсфилд (California State University-Bakersfield) подготовка учителей осуществляется с учетом поликультурного компонента содержания образования. На занятиях обсуждаются важные вопросы, касающиеся расовой, этнической, культурной, религиозной, классовой принадлежности. В этом контексте программа подготовки формирует у будущих учителей видение себя как социально необходимых специалистов, ответственных за воспитание подрастающего поколения. Учитель рассматривается не просто как исполняющий узкие профессиональные обязанности специалист, а как всесторонне развитая, образованная личность, способствующая гармонизации отношений в стенах своего учебного заведения и в обществе.
В целом, обращение к мировому педагогическому опыту актуально для российского образования, так как позволяет определить преимущества и недостатки отечественной школы, а также использовать наиболее ценные идеи при решении насущных вопросов образования в России.